Кот Бегемот

С Новым Годом!

Уважаемые друзья и читатели! Поздравляю вас с Новым Годом! Пусть он принесёт вам удачу, счастье, гармонию и исполнение всего того, о чём вы мечтаете!

Кот Бегемот

Ранние славяне в Среднем Поволжье по письменным и археологическим данным

Моя статья

Ранние славяне в Среднем Поволжье по письменным и археологическим данным // Исторический формат. 2019. № 1. С. 41-59

В работе проанализированы сообщения средневековых восточных авторов о расселении славян в Поволжье. На основе сопоставления письменных и археологических источников автор делает вывод о проживании на территории Среднего Поволжья во второй половине I тыс. н.э. славянского населения. Проведенный в статье анализ источников показывает, что существует целый блок восточных источников, которые помещают в Среднем Поволжье ас-сакалиба - славян, единственным археологическим соответствием которым является население, оставившее памятники именьковской археологической культуры и его потомки, вошедшие в состав жителей Волжской Болгарии.


Кот Бегемот

Выдающийся русский историк Андрей Николаевич Сахаров

Андрей Николаевич Сахаров (1930-2019) - член-корреспондент РАН, с 1993 по 2010 г. директор Института Российской истории РАН. А.Н. Сахаров был выдающимся специалистом по истории Древней Руси, автором таких фундаментальных работ как "Русская деревня XVII в. (по материалам патриаршего хозяйства)" (М., 1966), "Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X вв." (М., 1980), "Дипломатия Святослава" (М., 1982, 1991), "Россия: Народ. Правители. Цивилизация" (М., 2004), "Русь на путях к Третьему Риму" (М., 2010), "Исторические обретения на рубеже XXI века: очерки" (М., 2011) и т.д.

Моё увлечение древнеславянской и древнерусской историей началось с прочитанной в детстве популярной книги А.Н. Сахарова «Мы от рода русского... Рождение русской дипломатии» (Л., 1986). Эта замечательная ярко написанная книга определила мою будущую профессию историка-слависта. Память о нём навсегда останется у меня, а его работы по праву входят в золотой фонд науки о Древней Руси.


Выдающийся русский историк Андрей Николаевич Сахаров // Исторический формат. 2019. № 1. С. 9-12
Кот Бегемот

Как пишутся антирецензии

Тульский историк А.В. Журавель о проблеме упадка культуры рецензирования в современной исторической науке.

Александр ЖУРАВЕЛЬ. Как пишутся антирецензии, Или «Здравствуй, племя младое, незнакомое…»

"Но в науке слишком долгое время считалось дурным тоном даже заговаривать о ее этических проблемах, а уж называть вещи своими именами — тем более. Фигура умолчания на сей счет господствовала абсолютно. Традиционно излагались — и в целом и до сих пор излагаются — обезличенные идеи и мнения. И хотя к ним приписываются имена (фамилии и инициалы), но об их носителях читатели ничего не могут узнать, кроме в лучшем случае формальных сведений, ничего не говорящих о личности автора. Научный язык — это язык безэмоциональный: обезличенные люди обезличенно выражают свои обезличенные мнения.

В этом отношении интернет кажется явлением благотворным, но беда заключается в том, что сетевое самовыражение не стало предпосылкой для творческого самовыражения в академических текстах: говорить о личном отношении к обсуждаемым проблемам и тем более к носителям обсуждаемых идей до сих пор не принято. Но вот незадача: истинное отношение авторов статей к оппонентам «читается» в последнее время все чаще и все более отчетливо. Читается между строк. И отношение в таких случаях обычно — жестко негативное. И приобретает это три основные формы: 1) я оппонента «не люблю», а потому я его и его работы игнорирую — как будто их нет совсем; 2) я оппонента «не люблю», а потому разбирать его доводы всерьез не буду; лишь вскользь противопоставлю его взглядам свои и пожурю его за легковесность доказательств; 3) если же оппонент меня как-то задел, то его «ненавижу», а потому устрою ему погром, т.е. подробно разберу его систему доказательств со своей колокольни, покажу их никчемность и сделаю оргвыводы: оппонент — не ученый, лжеученый, плохой ученый; его идеи — в корне неправильные, лежащие за пределами истинной науки и даже ей противостоящие. Правильные, научные, взгляды — только у меня и у тех, кто со мной согласен.

Я сознательно утрирую эти основные подходы к критике оппонентов, но такова уж реальность. Можно было бы выразиться помягче, но суть от этого не изменится: такая «научная критика» с точки зрения научного идеала не имеет почти никакого отношения ни к науке, ни к критике. Почти — оговорка необходимая: во-первых, приходится говорить о науке реальной, а не об идеальной; во-вторых, и в разносной «критике» иногда встречаются отдельные здравые, справедливые мысли, указывающие на реальные недостатки разбираемых работ.

И погромы (без кавычек), и умеренные «рецензии» (в кавычках) отличаются одной общей чертой: в них всегда игнорируются либо общая методологическая посылка, лежащая в основе «рецензируемой» работы, либо система доказательств, обосновывающая авторские выводы, либо то и другое вместе. Им обычно механически противопоставляется другая концепция, которая «подкрепляется» несколькими частными примерами, будто бы доказывающими правоту критика и неправоту его оппонента. То обстоятельство, что единичные факты, вырванные из контекста (авторской системы доказательств), сами по себе способны «доказать» не одну, а несколько разных концепций — это особенно касается средневековой истории, — критиками обычно во внимание не принимается. Их задача — другая, пропагандистская: развенчать любым способом противника и перетянуть на свою сторону как можно больше нейтральных читателей, имеющих о теме самое общее представление.

Разумеется, такая «критика» вызывает у ее жертвы протест и желание ответить — зачастую так же и даже более хлестко. Если у противоборствующих ученых есть соратники, то образуются «партии», выступающие сплоченно и устраивающие противнику (или противникам) погром — серию публикаций, чаще в одном издании. Погромы могут иметь и идеологический, и личный характер, но форма и конечные «выводы» от этого мало меняются: личность клеймится, взгляды выносятся за пределы правильной науки".
Кот Бегемот

Яблочное

Тут некоторые забеспокоились, что в связи с принятием закона об обязательной установке отечественного ПО на смартфоны, компания Apple может уйти из России. Готов поставить серебряный дирхем на то, что этого не случится. Во-первых, последние годы Apple всё глубже погружается в кризис, очевидный всем, кроме хомячков: продажи яблочной техники повсеместно стагнируют и падают. В такой ситуации уход с крупного рынка может вызвать эффект домино. Во-вторых, из-за ухудшения американо-китайских отношений и начала торговой войны Apple оказалась в подвешенном состоянии: в качестве ответа на американские санкции против китайских компаний её могут вышвырнуть с китайского рынка, что будет означать колоссальные потери. В ситуации такой угрозы уйти ещё и из России? Едва ли. В-третьих, в сказки о том, что Apple заботится о потребителях и не идёт на поводу у требований правительств, верят только эльфы и хомячки. В реальности Apple беспрекословно выполняет все требования не только правительства США, но теперь уже и правительства Китая (чтобы не вышвырнули): обеспечивает китайским спецслужбам полную возможность слежки за пользователями и вычищает из магазина приложения, созданные оппозиционерами. Тим Кук как пионер по первому свистку является салютовать руководству Коммунистической партии Китая и отчитываться о выполнении указаний Великого Кормчего товарища Си Цзиньпина. Так что и новые российские требования с вероятностью 99% Apple выполнит.
Кот Бегемот

Об олигархах

Настоящих олигархов, т.е. крупных бизнесменов, независимых от власти и способных влиять на неё. в России сейчас, действительно нет. Все наши т.н. "олигархи" - это на самом деле просто зиц-председатели фунты, которым правящие страной товарищи подполковники позволили что-то подержать в руках и что-то из себя поизображать. Но товарищ подполковник как разрешил, так в любой момент может и запретить. Реально правящих в стране чекистов мнение всяких "абрамовичей" ни разу не волнует (это к вопросу о том, почему при конфликте с Западом не возникло "бунта элиты"), как только кто-то из них забывает, что он просто зиц-председатель при товарище майоре и начинает пытаться играть в "настоящего олигарха" - быстро плохо заканчивает. "В этой стране у всех один работодатель".
Кот Бегемот

Антиутопия

Если выполнить все требования феминисток, то мы получим общество с глубокой сегрегацией мужчин и женщин. Но сегрегация - это движение не к равноправию, а ровно в противоположную сторону. В условиях сегрегации распространяются самые нелепые предрассудки друг о друге, взаимное недоверие, страх, ненависть. А в условиях роста взаимной ненависти быстро вернётся банальное право грубой силы. И закончится это гендерно-сегрегированное общество взаимной ненависти скорее всего тем, что в области прав женщин просто произойдёт резкий откат назад, хорошо если к веку XIX. Движение к равноправию - это как раз максимально возможная де-сегрегация, то есть противоположное тому, что предлагают феминистки. З.Ы. Сейчас набегут феминистки и скажут, что мне какие-то неправильные феминистки попадались. Возможно. Но я что вижу, то и пою)))
Кот Бегемот

О кредитах

Все эти конторы, выдающие "микрозаймы" под чудовищные проценты надо закрыть. Нужен кредит - иди в банк и получай его на нормальных условиях. И не надо говорить, что "люди же сами туда идут". Раньше люди сами шли проигрывали зарплаты и пенсии в одноруких бандитах. И казалось, ты хоть что с ними делай, но они будут и дальше их проигрывать. А потом государство взяло и волевым усилием закрыло всех одноруких бандитов и даже казино (да, какие-то подпольные заведения действуют, но туда уже только реальные любители этого дела пойдут, бабка свою пенсию в подпольном казино вряд ли проиграет). Вот и с этими микрокредитными конторами вопрос надо решить также жёстким волевым усилием. Человек слаб и от нехороших соблазнов его надо ограждать.
Кот Бегемот

Позднесоветская культура

Где-то до 60-х годов советская культура была вполне живой и шла вровень с западной в плане генерации новых смыслов. А вот где-то с 60-х годов, с утратой в обществе мечты и веры, начинается деградация советской культуры. Создание новых смыслов начинает стремиться к нулю, мечты больше нет, воцаряется апология мещанства и пошлости в разных формах, что особенно заметно на примере кинематографа, где начинают царить режиссёры вроде таких проходных певцов пошлого мещанства как Эльдар Рязанов и Марк Захаров (и совершенно чудовищно, что подобные посредственности считались "великими режиссёрами" - такое было возможно только в гниющем позднесоветском обществе. По хорошему, значительную, если не большую часть позднесоветской "культурной продукции" надо забыть как страшный сон) и глупенькие мещанские фильмы типа "Гаража". В США снимали "Звёздные войны" (кстати, заимствовав кучу идей из нашего фильма "Планета Бурь", снятого в тот период, когда советская культура была способна генерировать смыслы), а у нас "Гараж", почувствуйте разницу. Ещё в 50-е - 60-е годы дать адекватный ответ на "Звёздные войны" для советского кинематографа, думаю, не составило бы проблемы, а вот в 70-е годы это уже стало неразрешимой проблемой.

Характерно, что с этого времени начинается и общее отставание СССР во всех сферах, предопределившее его поражение в "холодной войне". Всё-таки состояние культуры - это ключевой индикатор состояния общества как такового. Культура должна вести общество за собой. Начинает гнить культура - гниёт всё общество.