?

Log in

No account? Create an account
12 дек, 2010 @ 16:48 О работах Б.А. Рыбакова по славянскому язычеству
About this Entry

Продолжая начатый разговор о творчестве академика Бориса Александровича Рыбакова и необходимости его, так сказать, "реабилитации" после нередко необоснованной критики последнего времени (о её причинах см. в первом очерке), хочу особо остановиться на самой спорной и самой критикуемой ныне его части - на работах Б.А. Рыбакова, посвящённых славянскому и древнерусскому язычеству.

В подавляющем большинстве работ, посвященных его реконструкции, славянское язычество предстаёт как нечто целостное - системе верований, которая существовала у славян накануне их христианизации. Вопрос об эволюции славянского язычества (в широком смысле - от собственно религиозной системы до фольклора) в связи с историей славян и их предков в науке до появления работ Б.А. Рыбакова фактически не ставился. Отчасти, естественно, потому, что история эта до VI в. является объектом бесконечных споров и дискуссий.
 
Б.А. Рыбаков впервые в науке предпринял попытку наметить таковую эволюцию, исходя из собственной концепции славянского этногенеза. Он попытался связать воедино археологию и этнографию и "оживить" первую за счёт второй - дать картину славянской истории и предистории и памяти о ней, отражённой в славянском фольклоре, В этом, полагаю, он существенно опередил своё время, отчего и оказался непонят современниками.
 
И, естественно, будучи первопроходцем, он не мог не совершить каких-то ошибок, в т.ч. и весьма серьёзных. Поэтому какие-то построения учёного являются удачными, какие-то - неудачными (при этом вопрос о верности общей концепции праславянской истории Б.А. Рыбакова открыт и на данном этапе развития науки ещё не может быть решён однозначно), но сам метод, им применённый - попытка заставить археологические материалы "заговорить" при помощи этнографии мне видится, в общем и целом, верным и ждущим тех, кто продолжит движение по этому пути. Разумеется, со временем это движение должно становиться всё более методологически выверенным, учёные должны научиться избегать ошибок, допущенных Рыбаковым, но именно проложенная им тропка первопроходца должна превратиться со временем в асфальтированную дорогу науки, ибо только соединив данные археологии, этнографии и языкознания мы сможем понять (на сколько это вообще возможно) историю наших славянских предков в её глубине.