?

Log in

No account? Create an account
29 май, 2010 @ 19:42 Археологи дорисовали картину колонизации Северо-Восточной Руси
About this Entry
Любопытная заметка в журнале "Наука и жизнь" (http://www.nkj.ru/news/15188/?sphrase_id=19592).

Археологи дорисовали картину колонизации Северо-Восточной Руси

Наука и жизнь // Иллюстрации

Средневековые сельские жители Северо-Восточной Руси были зажиточны и жили не хуже городских.

Это показали исследования сотрудников из Института археологии РАН, которые были сосредоточены в двух районах – в Суздальском Ополье, в центре Северо-Восточной Руси, и на Белом и Кубенском озере, на крайней северной периферии Ростово-Суздальской земли. Об этом рассказал на последнем Президиуме РАН директор Института археологии РАН член-корреспондент РАН Николай Макаров.

Исследования были связаны с изучением селищ – остатков средневековых сельских поселений, самой многочисленной категории археологических памятников, которым долгое время не уделяли серьезного внимания. Археологи подвергли сплошному обследованию сельские территории, чтобы как можно полнее выявить там средневековые поселения и создать детальные археологические карты. На отдельных памятниках они провели выборочные раскопки. Тонкие методы разборки культурного слоя обеспечили полный сбор небольших находок. В результате археологи выяснили, что на территории Северо-Восточной Руси во второй половине X в. начался интенсивный рост числа и размеров поселений, достигший наивысшего подъема в XII – первой половине XIII вв. Этот рост разворачивался после длительного периода стагнации. Как поснил Николай Макаров, уникальная плотность поселенческой сети в Суздальском Ополье – яркое свидетельство особого демографического и экономического потенциала этой территории, определившего её статус как центра Северо-Восточной Руси.

Археологические материалы, собранные на суздальских и белозерских селищах, свидетельствуют о высоком благосостоянии сельского общества X-XIII вв., которому была доступна значительная часть бытовых вещей и украшений, распространенных в городах, престижные вещи и импорт. Жители новых поселений занимались сельским хозяйством, а основным источником богатств на Северо-Востоке, по-видимому, был пушной промысел – это показали раскопки селищ.

По мнению археологов, историческая ситуация X-XII вв. на Северо-Востоке Руси была уникальна: пушные ресурсы этих территорий оказались востребованы в системе международного обмена в тот же период, когда климатические условия для земледельческого освоения севера были наиболее благоприятными. Это и определило бурную колонизацию северных территорий.

Учёные отмечают многочисленные находки христианской атрибутики (металлопластика XII-XIII вв) – кресты-тельники, кресты-энколпионы, металлические образки, собранные в культурном слое суздальских и белозерских поселений. Это означает, что значительная часть сельского населения к XII в., видимо, приняла крещение.

Директор института археологии РАН подчеркнул, что собранные археологические материалы значительно дополнили картину становления Северо-Восточной Руси, ранее нарисованную историками, позволили представить реальный облик культуры Владимиро-Суздальской Руси и понять, какие экономические и экологические факторы привели её к историческому подъему.
[User Picture Icon]
From:smelding
Date:Май, 29, 2010 14:10 (UTC)
(Permanent Link)
==многочисленные находки христианской атрибутики==
боюсь, их "многочисленность" отражает скорее моду 21 века, чем реалии 12.
кроме того, может, кого заинтересует простой факт.
У некоторых прикамских племен вплоть до начала 20 века иконы хранились в доме языческого жреца.
это об информативности "образков".
[User Picture Icon]
From:misha_makferson
Date:Май, 29, 2010 15:08 (UTC)
(Permanent Link)
Ну кресты-тельники явно носили на себе. Если их найдено много значит многие их носили. Во что эти люди действительно верили это уже другой вопрос.
[User Picture Icon]
From:smelding
Date:Июнь, 4, 2010 01:08 (UTC)
(Permanent Link)
носили. гирляндой. в составе ожерелья.
а иногда на одном шнуре с волчьим клыком и медным солнышком.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Май, 29, 2010 16:07 (UTC)
(Permanent Link)
Ну, мне всегда казалось очевидным (хотя сейчас это многими оспаривается), что на ранних этапах христианизации кресты, иконы и т.д. воспринимались людьми просто как обереги в чисто языческом смысле. И сам механизм христианизации был таков, что какие-то элементы христианского вероучения просто вмонтировались в язычекскую картину мира. Если совсем уж грубо и на пальцах, то к Перуну, Велесу и т.д. добавлялся Христос и святые. Первоначально они как бы просто вливались в пантеон и лишь постепенно начинали замещать там собой языческих богов.

Думаю, как-то там всё происходило - очень медленно и постепенно (как-нибудь изложу в виде отдельного поста свой взгляд на то как происходила (в первую очередь на "ментальном" уровне) христианизация Руси). Говорить о том, что находки икон и крестов говорят о том что их обладатели в массе своей были христианами в точном смысле данного понятия для раннего времени достаточно проблематично. Тем более, что разнообразных предметов, которые можно связать с языческим культом в слоях этого же времени найдено также достаточно.

Кстати, характерная деталь - в домонгольские времена монастыри существовали преимущественно в городах или в непосредственной близости от них. Широкая "монастырская колонизация" сельских земель относится уже ко временам Московской Руси. Это, как справедливо отмечал И.Я. Фроянов, указывает на время когда происходит активная христианизация русской деревни.

К слову сказать: все те, кто считает, что уже во времена Владимира и его ближайших преемников была крещена вся Русь (безотносительно к тому, как они это оценивают) не учитывают в должной мере "технические", так сказать, аспекты. Простой вопрос: откуда у Владимира и Ярослава было столько духовенства, чтобы крестить жителей такой огромной территории, какую занимала тогда Русь? Византия его в таком количестве дать не могла, а на подготову своего нужно было время. И время немалое. Владимир мог лишь создать несколько "агитбригад", ездящих по Руси и всех (добровольно или принудительно) крестящих. Но ясно, что толку в таком "крещении" быль ноль. Для того, чтобы РЕАЛЬНО крестить страну, надо было в каждом крупном поселении строить церковь. Для этого нужны были кадры духовенства и в весьма большом количестве. У Владимира их просто физически не было.

"Крещение Руси" - это ни какая-то единовременная акция, а растянувшийся на столетия процесс. При Владимире была, скорее всего, крещена лишь элита плюс население крупнейших городов (отнюдь не всегда добровольно), но большая часть населения страны оставалась язычниками. И оставалась ещё очень долго. Христианизация растянулась на столетия и шла достаточно медленно, принимая периодически форму открытого противостояния.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Май, 29, 2010 16:13 (UTC)
(Permanent Link)
Меня, кстати, эта заметка совсем в другом контексте заинтересовала - в контексте богатства и, так сказать, "продвинутости" сельских жителей. Дело в том, что сейчас всё чаще можно услышать утверждение о том, что будто бы сельские жители в Древней Руси были ниже горожан по своему статусу: горожане принадлежат к элите, участвуют в вечевых собраниях, а "волощане" представляют собой что-то аморфное и непонятное. Такое противопоставление горожан и сельских жителей для домонгольской эпохи мне кажется совершенно надуманным. И археология не даёт ему каких-то серьёзных оснований.
[User Picture Icon]
From:misha_makferson
Date:Май, 30, 2010 04:03 (UTC)
(Permanent Link)
В заметке не указано много ли найдено оружия (в смысле профессионального, мечей, каких-то доспехов). Если сельские жители в массе были вооружены, то их статус просто не мог быть низок.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Май, 30, 2010 05:59 (UTC)
(Permanent Link)
Да, вопрос об участии сельских жителей в ополчении тут один из ключевых. И по нему сейчас тоже идёт активная дискуссия.
[User Picture Icon]
From:koolamesa
Date:Май, 29, 2010 16:09 (UTC)
(Permanent Link)
Спасибо за интересный материал.