sverc (sverc) wrote,
sverc
sverc

Categories:

О конспирологии

Рассмотрим тему конспирологии на двух конкретных популярных у конспирологов примерах (1. Американцы не летали на Луну; 2. "Тихий Дон" писал не Шолохов), чтобы наглядно показать, почему конспирология есть ахинея и конспирологический тип мышления неизбежно заводит в логический тупик. Итак.

I. Американцы не летали на Луну. (1) Любой разведчик знает правило - чем больше людей знает о некоей операции, тем выше вероятность утечки, поэтому в любом серьёзном деле круг причастных должен быть максимально узок (непосредственные исполнители и куратор), иначе, скорее всего, будет сифонить. А теперь представьте масштаб количества людей, которые должны были быть вовлечены в мистификацию полёта на Луну: одни должны были готовить фальшивую съёмку, другие готовить фальшивый полёт и фальшивое возвращение астронавтов. Речь будет с неизбежностью идти об очень большом количестве людей. Реально ли в такой ситуации, чтобы не произошло утечки? Ответ тут может быть только отрицательным - за столько лет утечки давно бы были. И то, что их не было, говорит только об одном: "утекать" было нечему. Городские легенды из серии "кто-то там умирая на смертном одре рассказал двум человека о том как он снимал Армстронга в студии", естественно, не считаются.

(2) Советская сторона не упустила бы возможности публично выпороть американцев. Соответственно, американцам надо было обмануть советскую разведку. И не только разведку, но и советские системы слежения за полётами ракет. Реально ли это было? Один раз, может быть, это ещё как-то и прокатило бы, но не шесть раз! То, что американцы смогли шесть раз подряд обмануть советскую разведку (это при таком-то количестве вовлечённых в мистификацию лиц-!) выглядит чем-то из области ненаучной фантастики.

(3) Те из конспирологов, кто поумнее, прекрасно это понимают, и им приходится, чтобы обойти пункт № 2 выстраивать дополнительный этаж домыслов: мол, советское правительство было в курсе американской мистификации, но по секретному соглашению с США подыграло американцам в обмен на какие-то ответные любезности с их стороны. Но что в такой ситуации могло выступать в роли равноценной уступки? Ничего подобного не просматривается.

(4) И тут конспирологам приходиться сооружать новый этаж домыслов:

будто бы в СССР произошло несколько неудачных ракетных пусков с человеческими жертвами, которые были засекречены. Американцы о них знали, но сделали вид, что не знают в обмен на то, что СССР сделает вид, что верит в полёты на Луну. Проблема в том, что никаких доказательств того, что в СССР имели место какие-то никому не известные ракетные пуски с человеческими жертвами, не существует (полёты с человеческими жертвами, действительно были, но никто их не секретил и они хорошо известны). Это не более, чем городская легенда.

То есть домысел га домысле и домыслом погоняет. Чтобы подкрепить один домысел, надо тут же сочинять ещё какой-то дополнительный. Так можно «доказать» всё, что угодно. А что никаких доказательств нет – всегда можно сказать: «ну они же скрывают и всё засекретили». Ну если всё засекретили, то ты то, друг-конспиролог, откуда об этом знаешь? Неужели ты получил доступ в сверхсекретные архивы ЦРУ и ФСБ? Да нет, конечно. Просто сам что-то сочинил – и сам в это поверил. А это относится не к сфере истории, а к сфере психологии.

(5) Всё ещё осложняется тем, что обмануть (или договориться) Штатам надо было не только СССР, но и другие ключевые державы мира, в частности, Китай. Да и совсем не факт, что те же Англия и Франция так вот за здорово живёшь подыграли бы Америке. А тут уже реально какой-то «всемирный заговор» получается.

II. «Тихий Дон» писал не Шолохов. Не буду останавливаться на то, что все «доказательства» в пользу данного тезиса имеют исключительно косвенный характер, ни одного прямого доказательства в пользу версии об ином авторстве никогда никем предъявлено не было (и ставлю серебряный дирхем на то, что никогда и не будет предъявлено), ибо ключевая проблема в другом: помимо «Тихого Дона» под авторством Михаила Шолохова вышел ещё ряд произведений высочайшего уровня, в частности, «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека» и т.д. Возможно, они уступают «Тихому Дону», но и их одних было бы вполне достаточно для того, чтобы их автор вошёл в число классиков русской литературы. Кто же их написал?

Так вот: если относительно «Тихого Дона» «антишолохисты» ещё что-то могут привести, то по комплексу остальных произведений Шолохова у них полный провал и невнятное мычание на уровне «написали литературные негры по заказу КГБ и политбюро, чтобы слепить великого пролетарского писателя и подвести его к Нобелевской премии», то есть конспирология чистой воды, на уровне рассказов об НЛО и снежном человеке, без единого серьёзного аргумента.

Очевидно, что никакие «негры» написать произведения столь высокого уровня не могли бы и речь тут может идти только о величайших писателях той эпохи, которых можно по пальцам одной руки пересчитать (уровня Платонова, на которого, как раз «антишолохисты» часто и кивают – мол, он написал – доказательств, разумеется, никаких). А теперь внимание вопрос: кто же это так вот возьмёт и отдаст свои произведения высочайшего уровня другому человеку? Да никто и никогда ни под угрозами, ни за награду этого не сделает. Да, можно приставить пистолет к виску писателя и сказать: «пиши». Ну он вам напишет на «отвалите». Но подлинно великое произведение никто другому человеку никогда не отдаст. А произведения Шолохова, простите, явно не на «отвалите» написаны.

Вывод тут очень простой и очевидный любому, у кого на плечах есть голова: всё, что выходило под фамилией «Шолохов» писал, разумеется, сам Шолохов. А если он написал «Поднятую целину» и «Они сражались за Родину», то какие основания отказывать ему в авторстве «Тихого Дона»? Никаких оснований к этому не существует, кроме как и в случае с Луной, жажды навести тень на плетень и нагородить десять этажей конспирологический зданий (вопрос о том, что «антишолохизм» обычно предельно политизирован и тесно переплетён с определённой политической позицией я пока оставлю за скобками). Да, можно их нагородить, но доказательная сила как была нулевой, так и останется. Более того – чем больше домыслов нагораживается друг на друга – тем она слабее становится с каждым этажом.

Конспирология – это лестница в бесконечность, ибо чтобы подкрепить один домысел, надо тут же выдвигать второй, чтобы подкрепить второй – надо выдвигать третий, чтобы подкрепить третий – надо выдвигать четвёртый и так далее в плюс бесконечность.

Tags: СССР, заметки, история, о людях, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments