?

Log in

No account? Create an account
16 мар, 2019 @ 22:43 Древнейшие известия о русах
About this Entry
Древнейшие аутентичные свидетельства о русах (или росах), живущих где-то в Северном Причерноморье относятся к VI веку. Сирийский автор середины VI в. Псевдо-Захария Митиленский помещает их где-то на север от Кавказа: "Соседний с ними (с амазонками, местонахождение которых обычно приурочивается к южнорусским степям – М.Ж.) народ hrus (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей" (1). Некоторыми современными авторами, сторонниками гипотезы о скандинавском происхождении руси, данное известие источника нигилистически отвергается без каких-либо серьезных доказательств по принципу "если источник противоречит теории, тем хуже для источника" простым указанием на легендарный характер описания данного народа и ссылкой на "Гога, в земле Магог, архонта Роса, Мосоха и Тобела" из Септуагинты (см., например, работы В.Я. Петрухина). Подобные аргументы едва ли можно рассматривать всерьез: никаких библейских реминисценций ни сообщение о "народе рус", ни его контекст не содержат, а приписывать реальным народам разные легендарные черты – норма для античной и средневековой историографии.

Другой автор середины VI в. гот Иордан рассказывает о народе росомонов (Rosomoni) (то есть буквально о "народе рос" или "людях рос": ros + mon - "человек"), враждовавших с готским королем Германарихом: "Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему (Германариху – М.Ж.) в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного" (Iord., Get. 129) (2).

Названные Иорданом имена росомонов Сар и Аммий иранисты В.И. Абаев и А.Н. Карсанов объясняют из сармато-аланских языков (sar – "глава"; ama – "могучий") (3).

Таким образом, имеется два независимых друг от друга и принадлежащих к разным традициям аутентичных известия VI в. о народе рус/рос, принадлежавшем, видимо, к числу сармато-аланских племен и проживавшем где-то в Северном Причерноморье. В отличие от гипотетических скандинавских "гребцов", ни в одном аутентичном источнике, на сколько мне известно, реально не зафиксированных.

(1) Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография: исследования и переводы. Второе издание, исправленное и дополненное / Составитель Н.А. Мещерская. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 387.
(2) Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступительная статья, перевод и комментарии Е.Ч. Скржинской. 2-е издание (Византийская библиотека. Источники). СПб.: Алетейя, 2013. С. 86.
(3) Карсанов А.Н. Об этнической принадлежности росомонов // Имя – этнос – история. М., 1989. С. 25-31.
[User Picture Icon]
From:Павел Королёв
Date:Март, 20, 2019 23:29 (UTC)
(Permanent Link)
Максим Иванович, основным аргументом против версии о "гребцах" всё-таки является не отсутствие упоминаний о них в источниках, а невозможность применения ими позорной "клички" в качестве самоназвания.

Edited at 2019-03-20 20:29 (UTC)
[User Picture Icon]
From:jus_sangvinis
Date:Апрель, 2, 2019 09:54 (UTC)
(Permanent Link)
Любопытно.
[User Picture Icon]
From:Павел Королёв
Date:Июнь, 2, 2019 13:42 (UTC)
(Permanent Link)
Возможно, имеется даже не два независимых друг от друга известия. В «ИСТОРИИ СТРАНЫ АЛУАНК» Мовсеса Каланкатуаци (в главе XXIX) рассказывается о вторжении каких-то северных племен «в пределы Алуанка, Армении и Иверии»: «В то самое время царь росмосоков, собрав свои войска, вместе с полком Тобельским, присоединив также войска гуннов, перешел реку Куру, развернулся в гаваре Ути и расположил свой лагерь близ города Халхал...» Неизвестные племена назвали именами «Роса, Мосоха и Тобела» или же на самом деле росомоны вместе с гуннами совершили набег? Что Вы, Максим, об этом думаете?

Edited at 2019-06-02 13:42 (UTC)
From:alexons
Date:Август, 1, 2019 09:09 (UTC)

Росы

(Permanent Link)
Анонимный географ седьмого века из Равенны указывает, что народ роксоланов проживал в районе Дона. Он также упоминает город Малороса (Мал-и-Рос) в устье Кубани.
В уставе императора Льва Философа (886–911 гг.) «О чине митропольичьих церквей, подлежащих партиарху Константинопольскому», есть церковь «Росская» стоит на 61 месте непосредственно перед церковью «Аланской», распространявшей тогда свое влияние от Терека до средней Кубани, возможно уже тогда существовала граница между росами и аланами по середине реки Кубань. Вскоре возникло Тмутараканское княжество, восточная граница которого проходила примерно по середине реки Кубань. Там же упоминается Таматархская епархия на 39 месте. Скорее всего Росская церковь располагалась в городе Малороса, в устье реки Кубань или рядом расположенном Голубицком городище (город Русия по некоторым данным). Возможно вообще это один и тот же город. Ал-Идриси указывает, что «от города Матраха до города ар-Русийа 27 миль (арабск.)», что в современном измерении составляет 54 км – точное расстояние от Таманского до Голубицкого городища.
Греческая надпись XI в., посвященная Феофано – жене князя Олега Святославовича (правившего в Тьмутаракани в 1082–1094 гг.), называет ее «архонтиссой России» (Скржинская Е.Ч., с. 72–83), как бы подчеркивая, что в представлении византийцев «Русью», «Россией» в узком, изначальном смысле была именно территория Тьмутаракани, древнего Боспора.
В Крыму был город Дорос, название которого некоторые связывают с росами. В IV-V веках на его месте возникло поселение готов и роксоланов.
Скорее всего эти росы потомки роксоланов и они проживали на их территории, их же описывают историки. Иордан в VI веке описывает похоже часть роксоланов, которых называет росомоны.
В Крыму и на Дону много топонимов со словом рос, которые скорее всего связаны с проживавшими там роксоланами, предками росов.

Edited at 2019-08-01 10:05 (UTC)
From:alexons
Date:Август, 3, 2019 12:31 (UTC)

Роксоланы

(Permanent Link)
Византийский автор Менандр говорит о влиятельном и наиболее известном вожде аланов и русов Алании сыне Ашхадара, возможно, главе конфедерации Саросии или Сародии, который между 558 и 572 гг. проводил активную дружественную политику по отношению к Византии. Вероятно он был ставленником Византии, поскольку незадолго до этого, в 550 г. по сведениям Прокопия Кесарийского на Тамани вспыхнуло восстание русов и асов против власти готов и императора Юстиниана I. Восстание было подавлено и «всю страну опустошили жестоко». Возможно об это писал Иордан в VI веке упоминая росомонов.
Интересна ещё тема аорсов, что переводят «белый», возможно произошло от др.-иранского слова *auruša — «белый», а рокс частенько переводят светлый с осетинского. Тогда аорсы могут быть роксами (росами) в составе роксоланов. По словам автора IV века Аммиана Марцеллина аланы «мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них своё имя». Не позднее середины III в. в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало-каспийских степях, переименовались в "Аланья". Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен, то есть возможно произошло объединение. Кстати среди осетинцев, которые называют себя аланами в основном черноволосые люди.


Edited at 2019-08-03 13:26 (UTC)
From:alexons
Date:Август, 16, 2019 09:40 (UTC)
(Permanent Link)
Ал-Идриси упоминает реку Русийа, это большая река вытекающая с высот гор ал-Кабк. Далее она течет на север и пересекает землю ал-Ланиййа. На ней нет известных городов, но по обоим берегам — населенные деревни и обильные посевы. Затем эта река течет на запад до тех пор, пока не впадает (в море) в этом (упомянутом) месте. По ней плавают небольшие лодки, которыми пользуются для перевозки легких вещей из числа товаров и припасов, переправляемых из одного места в другое.
Реку Русийу ал-Идриси связывает с именем алан (ал-Ланиййа), часть которых, видимо, и отождествлял с русами, а гор ал-Кабк похоже на гор Кавказа. Эта река больше похожа на реку Кубань. По этой записи земля ал-Ланиййа (Алания) заканчивается до поворота реки на запад, то есть примерно на середине реки Кубань.
Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920г.) посвятил немало капитальных трудов истории Азово-Черноморской Руси, а о роксаланах в своей книге «Начало Руси» (1882) он писал: «Не может быть никакого сомнения в том, что Рось, или Русь, и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ. Роксаланы иначе выговаривалось Россаланы. Это название сложное… Оно означает Алан, живших по реке Рокс или Рос».
Похоже город ар-Русийа располагался в устье реки Русийа (Кубань) и там находился каган рус. Вскоре эта территория вошла в состав Тмутараканского княжества, а вполне возможно что Русское государство там давно существовало.

Edited at 2019-08-20 05:33 (UTC)