?

Log in

No account? Create an account
16 мар, 2019 @ 22:43 Древнейшие известия о русах
About this Entry
Древнейшие аутентичные свидетельства о русах (или росах), живущих где-то в Северном Причерноморье относятся к VI веку. Сирийский автор середины VI в. Псевдо-Захария Митиленский помещает их где-то на север от Кавказа: "Соседний с ними (с амазонками, местонахождение которых обычно приурочивается к южнорусским степям – М.Ж.) народ hrus (hros), мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей" (1). Некоторыми современными авторами, сторонниками гипотезы о скандинавском происхождении руси, данное известие источника нигилистически отвергается без каких-либо серьезных доказательств по принципу "если источник противоречит теории, тем хуже для источника" простым указанием на легендарный характер описания данного народа и ссылкой на "Гога, в земле Магог, архонта Роса, Мосоха и Тобела" из Септуагинты (см., например, работы В.Я. Петрухина). Подобные аргументы едва ли можно рассматривать всерьез: никаких библейских реминисценций ни сообщение о "народе рус", ни его контекст не содержат, а приписывать реальным народам разные легендарные черты – норма для античной и средневековой историографии.

Другой автор середины VI в. гот Иордан рассказывает о народе росомонов (Rosomoni) (то есть буквально о "народе рос" или "людях рос": ros + mon - "человек"), враждовавших с готским королем Германарихом: "Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему (Германариху – М.Ж.) в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени [росомонов], по имени Сунильду, за изменнический уход [от короля], её мужа, король [Германарих], движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Cap и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного" (Iord., Get. 129) (2).

Названные Иорданом имена росомонов Сар и Аммий иранисты В.И. Абаев и А.Н. Карсанов объясняют из сармато-аланских языков (sar – "глава"; ama – "могучий") (3).

Таким образом, имеется два независимых друг от друга и принадлежащих к разным традициям аутентичных известия VI в. о народе рус/рос, принадлежавшем, видимо, к числу сармато-аланских племен и проживавшем где-то в Северном Причерноморье. В отличие от гипотетических скандинавских "гребцов", ни в одном аутентичном источнике, на сколько мне известно, реально не зафиксированных.

(1) Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография: исследования и переводы. Второе издание, исправленное и дополненное / Составитель Н.А. Мещерская. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 387.
(2) Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вступительная статья, перевод и комментарии Е.Ч. Скржинской. 2-е издание (Византийская библиотека. Источники). СПб.: Алетейя, 2013. С. 86.
(3) Карсанов А.Н. Об этнической принадлежности росомонов // Имя – этнос – история. М., 1989. С. 25-31.
[User Picture Icon]
From:Павел Королёв
Date:Март, 20, 2019 20:29 (UTC)
(Permanent Link)
Максим Иванович, основным аргументом против версии о "гребцах" всё-таки является не отсутствие упоминаний о них в источниках, а невозможность применения ими позорной "клички" в качестве самоназвания.

Edited at 2019-03-20 20:29 (UTC)
[User Picture Icon]
From:jus_sangvinis
Date:Апрель, 2, 2019 06:54 (UTC)
(Permanent Link)
Любопытно.