?

Log in

No account? Create an account
21 дек, 2018 @ 22:30 Позднесоветская культура
About this Entry

Где-то до 60-х годов советская культура была вполне живой и шла вровень с западной в плане генерации новых смыслов. А вот где-то с 60-х годов, с утратой в обществе мечты и веры, начинается деградация советской культуры. Создание новых смыслов начинает стремиться к нулю, мечты больше нет, воцаряется апология мещанства и пошлости в разных формах, что особенно заметно на примере кинематографа, где начинают царить режиссёры вроде таких проходных певцов пошлого мещанства как Эльдар Рязанов и Марк Захаров (и совершенно чудовищно, что подобные посредственности считались "великими режиссёрами" - такое было возможно только в гниющем позднесоветском обществе. По хорошему, значительную, если не большую часть позднесоветской "культурной продукции" надо забыть как страшный сон) и глупенькие мещанские фильмы типа "Гаража". В США снимали "Звёздные войны" (кстати, заимствовав кучу идей из нашего фильма "Планета Бурь", снятого в тот период, когда советская культура была способна генерировать смыслы), а у нас "Гараж", почувствуйте разницу. Ещё в 50-е - 60-е годы дать адекватный ответ на "Звёздные войны" для советского кинематографа, думаю, не составило бы проблемы, а вот в 70-е годы это уже стало неразрешимой проблемой.

Характерно, что с этого времени начинается и общее отставание СССР во всех сферах, предопределившее его поражение в "холодной войне". Всё-таки состояние культуры - это ключевой индикатор состояния общества как такового. Культура должна вести общество за собой. Начинает гнить культура - гниёт всё общество.

[User Picture Icon]
From:omega_hyperon
Date:Декабрь, 21, 2018 21:10 (UTC)
(Permanent Link)
А разве в "Звездных войнах" есть какой-то новый смысл? Сказочка в фантастическом антураже, да и только.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Декабрь, 21, 2018 21:36 (UTC)
(Permanent Link)
Сказочка, ставшая культовой для миллионов людей по всему миру, и положившая начало новому этапу в киношной космической фантастике.

В СССР подобную сказочку снять, к сожалению, не смогли, хотя материал был, те же романы Ефремова, которые можно было экранизировать ещё более эпично.

Edited at 2018-12-21 21:39 (UTC)
[User Picture Icon]
From:omega_hyperon
Date:Декабрь, 21, 2018 21:41 (UTC)
(Permanent Link)

Миллионы мух не могут ошибаться. Вы ещё отсутствие многотомных изданий про каких-нибудь попаданцев в минус СССР запишите. Или там отсутствие тупых агиток вроде "Красного рассвета".

[User Picture Icon]
From:omega_hyperon
Date:Декабрь, 21, 2018 21:45 (UTC)
(Permanent Link)

Фильмы и сериалы в стиле космооперы вместо реального освоения космоса. На звнздные войны нужно отвечать научной базой на Луне, а не съёмкой такого же фильма. Да и вообще - есть ли смысл оглядыааться на Запад в культурной сфере, если речь идет о чем-то оригинальном? Делать именно ответ на что-то значит изначально быть ведомыми в культурном плане, то есть заранее проиграть битву за умы.

[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Декабрь, 21, 2018 22:14 (UTC)
(Permanent Link)
"На звездные войны нужно отвечать научной базой на Луне, а не съёмкой такого же фильма" - так ведь и базой на Луне тоже не ответили)

И необходимость создания фильмов (в том числе и фантастических) на космическую тему, которые поддерживали бы в обществе интерес к освоению космоса, никто не отменял. Задумайтесь: что толку от базы на Луне, если не подать её красиво народу? Люди скажут: да зачем нам эта база, дайте нам лучше сто сортов колбасы в магазинах. Так что надо параллельно создавать базу на Луне и снимать красивые зрелищные фильмы об освоении Луны. СССР во-многом потому и проиграл, что разучился свои достижения (коих, кстати, было немало, даже под конец его жизни) красиво преподносить городу и миру.

"Да и вообще - есть ли смысл оглядываться на Запад в культурной сфере, если речь идет о чем-то оригинальном? Делать именно ответ на что-то значит изначально быть ведомыми в культурном плане, то есть заранее проиграть битву за умы" - естественно, не надо оглядываться. Надо создавать свои смыслы в культуре. Но СССР как раз и разучился это делать к концу 60-х годов.
[User Picture Icon]
From:omega_hyperon
Date:Декабрь, 22, 2018 03:15 (UTC)
(Permanent Link)

Так Запад тоже разучился и именно "Звездные войны" тому яркий пример! Это фэнтези в космическом антураже и к освоению реального космоса они отношения не имеют, а скорей винегрет из популярных еще до начала реальной космической эры кусков сюжетов бульварной фантастики, идеально легший в итоге в стандартную мифологическую канву.  За десять лет до них вышла "Космическая Одиссея 2001" - с самым реальным космосом внутри, а космоопера на фоне реальной активности была никому не интересна. Можно вспомнить и конкурирующую по числу фанатов вселенную - телесериал "Звездный путь". Он обрел действительно мощную популярность только во время повторной трансляции в середине 70-х, в конце 60-х его хватило только на три сезона. А потом наступило время сказок и в процессе борьбы за фанатов последующие сериалы по его вселенной выходили непрерывно двадцать лет. Это все очень хорошо ложиться на отсутствие реального прогресса в мире и прекращение роста уровня жизни жителей развитых стран. Это же депрессивные 70-е, все-таки. И стоит привести в качестве примера такой показательный фильм/книгу, как "Первому игроку приготовиться". Там вообще общество США будущего, где большинство населения опустилось до нынешних стран третьего мира живет массовой ностальгией по 80-м. Настоящее им не может предложить ничего и реального шанса выбраться из дерьма, в котором они живут, у них в принципе нет. Субурбия умерла под грузом экономичесаих проблем и конец 20-го века стал казаться "Золотым веком". В такой вот утрированной, гротескной форме отражается там современная ситуация победившего неолиберализма.

[User Picture Icon]
From:ulmerug
Date:Декабрь, 21, 2018 22:17 (UTC)
(Permanent Link)
Полагаю, упадок культуры связан с тем, что именно с 60х годов примерно и началась собственно советская культура, лишенная корней и связей с историей. До этого времени творили все-таки люди с еще имперским воспитанием и вкусом, либо воспитанные в традиционной русской культуре.
[User Picture Icon]
From:xolmc
Date:Декабрь, 22, 2018 09:06 (UTC)
(Permanent Link)
"Традиционная русская культура" - это вы, видимо, про Маяковского и "Броненосец Потемкин"? Или, может, имеется ввиду фантастика Беляева и Ефремова?
[User Picture Icon]
From:drfaust_spb
Date:Декабрь, 22, 2018 14:13 (UTC)
(Permanent Link)
Да, по видимому, советы не смогли создать систему, которая бы как минимум на прежнем уровне плодотворно воспроизводила себя и давала производные. Выросшие в дореволюционной системе этот результат давали, производные советской системы - ниже требуемого уровня.

Edited at 2018-12-22 14:15 (UTC)
[User Picture Icon]
From:libelli_nestor
Date:Декабрь, 21, 2018 22:52 (UTC)
(Permanent Link)
>началась собственно советская культура, лишенная корней и связей с историей.

РосКоМПот к тому времени кончился.
"Бабальонъы" это историческое упущение исправят. :)
[User Picture Icon]
From:az118
Date:Декабрь, 22, 2018 06:04 (UTC)
(Permanent Link)
есть только две реальные формы правления в социуме больше деревни -

монархия и олигархия

русским монархом может быть только потомок монархов из Рюриковичей или Романовых, создавших государство российское.

деградация от монархии к олигархии - вопрос социальной психологии масс и отдельных соц.групп, включая интеллигенцию, задающую идиотские вопросы, воспитанных на идеях прогресса и создания нового человека и нового общества, порожденных буржуазным мороком Нового времени и Просвещения.

Истинные цари были до 17-го года.

и их до власти не бояре допускали, а народ призывал в годину великой смуты, чтобы в государстве-семье, где младшие почитают старших и служат им, а старшие заботятся о младших, возделывают их по своему образу и подобию (культура) при необходимости строго наказывая, - социальном сословном организме с моралью милосердия, этикой служения и эстетикой обожения, был освященный небом непререкаемый отец с ремнем.

однако уже к середине 19 века созрела совершенно иная социальная классовая (буржуазно-пролетарская) т.е. антисословная, антимонархическая и антиорганическая структура, психология которой существенно отличалась от традиционной, и брожение которой еще в 18 веке породило феномен интеллигенции из вырождавшегося дворянства, детей-поповичей, купцов и мещан.

и в начале 20-го века именно эта новая социальность стала требовать себе полит.права и свободы как в Европе, при любых неудачах правительства грозя его опрокинуть в революцию, что и было проделано в феврале 17-го при соучастии той же Европы, которой мощная Россия была не нужна.

после 17-го были уже вожди, что у синих, что у белых, что у красных, что у черных, ибо анархия это смута.

победившие красные ждали мировой революции ("мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем" (с) Блок), которой не произошло и пришлось менять тактику со стратегией, занявшись государством, которое в теории должно отмереть, но которое в условиях кап.окружения надо укреплять, пусть и как "пролетарское", "народное", в интересах гегемона, руководимого авангардом с передовой идеологией, и экономикой как базисом этого нового государства, которому пришлось для восстановления базиса допустить контролируемый капитализм.

однако уже через четыре года из-за слабости индустрии возник острый кризис обмена город-деревня с перспективой оставить город без еды, деревню без орудий, государство без армии, армию без оружия на фоне обострившейся грызни внутри большевитской верхушки.

этот кризис разрешил Сталин, установивший ценой более миллиона жизней (что не в укор ему, ибо история так и творится всегда и везде) личную вождистскую диктатуру, благодаря которой страна заметно окрепла, но не возникло ни новой служилой аристократии, место которой заняла парт.хоз бюрократия, ни новой династии, вместо которой правила парт.олигархия.

а вот интеллигенция, всегда метившая на место платоновских мудрецов, не только выжила не смотря на все репрессии, но и при Хрущеве-Брежневе прям расцвела, однако быстро уперлась в потолок потребления как материального, так и культурного, после чего образовала с частью парт.хоз и комсомол. бюрократии союз по конверсии власти в собственность, ибо никакая мировая революция уже не светила, проект нового человека оказался утопией, ОМУ грозило извести род людской, а массы народа чувствовали себя обманутыми, многожды не дождавшись обещанного царства свободы, справедливости и изобилия, будучи при этом все же соц.защищенными

прогресс и просвещение - зло, ибо по своей природе суть формы всемирного нигилизма и человекопоклонства, ведущие от Бога и сверхчеловека к потребителю-животному.
[User Picture Icon]
From:misha_makferson
Date:Декабрь, 22, 2018 08:25 (UTC)
(Permanent Link)
"Нам не нужен плохой царь. Нам не нужен хороший царь. Гондурас - республика!"
[User Picture Icon]
From:az118
Date:Декабрь, 22, 2018 12:50 (UTC)
(Permanent Link)
[User Picture Icon]
From:Топор Алебардович
Date:Декабрь, 23, 2018 06:24 (UTC)
(Permanent Link)
"Москва-Кассиопея" (1973), "Отроки во Вселенной" (1974), "Через терни к звездам" (1980) Р. Викторова - достойные фильмы. Реально показано, к чему приводят капитализм и общество потребления. Местами режиссер предвосхитил "Матрицу", показав, как машины решают за людей, что им [людям] нужно ("Мы сделаем вас счастливыми").

Edited at 2018-12-23 06:25 (UTC)
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Декабрь, 23, 2018 14:15 (UTC)
(Permanent Link)
Фильмы хорошие, но не они определяли погоду в позднесоветском кино.