?

Log in

No account? Create an account
7 апр, 2018 @ 18:14 Стихотворение Багрицкого "Смерть пионерки" и роман Булгакова "Мастер и Маргарита"
About this Entry
Стихотворение Багрицкого “Смерть пионерки” и роман Булгакова “Мастер и Маргарита”: образ пантеистического сверх-божества

Для лучшего понимания роман «Мастер и Маргарита» надо рассматривать в общественном и литературном контексте 20-30-х годов. Этот момент часто ускользает и роман по умолчанию рассматривается как нечто замкнутое само на себя, в то время как, обращение к современной Булгакову литературе может прояснить многие скрытые смыслы романа. Рассмотрим эту тему на таком примере. Воланду мало того, что люди стали атеистами. Это лишь шаг на пути обращения в новую религию. А ведь как раз в идеологии и в литературе 20-30-х годов и делались попытки создать новую коммунистическую сверхрелигию. Новый образ Живого Бога в буквальном смысле, бога пантеистического, воплощающего собой новый мир, в сравнении с которым Библейский Бог будет выглядит как мёртвый отживший своё идол. Анализ этой традиции многое даёт для понимания романа.

Ярким примером такого рода является известное стихотворение Эдуарда Багрицкого «Смерть пионерки». В нём очень рельефно показана тема создания нового пантеистического божества. Собственно, в стихотворении и создаётся такое божество. Весь мир от небес, по которым как пионеры маршируют облака, до хтоничесчких глубин, откуда восстают оживающие красноармейцы понимается как единая пантеистическая субстанция, как коммунистическое сверх-божество. Смерть пионерки предстаёт чем-то вроде жертвы этому миру-божеству, необходимой для его обновления, для поддержания вечной пантеистически понимаемой «молодости»: «Чтобы в этом крохотном Теле - навсегда Пела наша молодость, Как весной вода». Сравним со сценой на балу у Воланда, где в качестве такой «обновительной жертвы» выступает барон Майгель, а Коровьев говорит Маргарите, предлагая выпить его кровь: «кровь давно ушла в землю и там где она пролилась, уже растут виноградные гроздья».

Стихотворение Багрицкого – один из самых известных примеров создания в литературе той поры образа пантеистически понимаемого коммунистического сверх-божества, идущего на смену библейскому Богу. Многие люди тогда настолько верили в коммунизм и построение нового мира, что их экзальтация была сродни религиозной. Поэтому одного атеизма им было мало. Требовалось именно новое понимание божественного.
Потом, когда накал экзальтации снизился, ушли и эти поиски. Разница между Багрицким и Булгаковы в том, что Багрицкий совершенно серьёзно создаёт образ пантеистического божества, истово верит в него, а Булгаков с иронией даёт намёк на то, кто на самом деле стоит за созданием такого образа.

И если вдуматься, от этого пантеистического божества веет каким-то ужасом... Поначалу это не заметно, а потом становится не по себе. Вчитаемся в строки: «Возникай содружество ворона с бойцом». Ведь именно ворон и предвещает смерть и клюёт убитого бойца. И заметим: у Багрицкого тоже идёт тема воскресения мёртвых. Но вне христианства. И понимается воскресение тоже чисто пантеистически. Как круговорот: «Чтоб земля суровая Кровью истекла, Чтобы юность новая Из костей взошла»*. Сравним это с «воскресением» мёртвых на балу у Воланда.

Несомненно, что Булгаков читал стихотворение Багрицкого (она написано в 32 году, было очень известным и никак не могло пройти мимо Булгакова). И в целом тема создания нового пантеистического сверх-божества была популярна в литературе того времени (после войны она сошла на нет и была забыта), поэтому в творчестве Булгакова она не могла не отразиться. Роман «Мастер и Маргарита» - это во-многом аллюзия на данную традицию.

Подобно тому как герои Булгакова до конца последовали за Воландом, утратив даже малейшую надежду на спасение, так и пионерка, отвергнув крест, слилась с пантеистическим миром-божеством, став для него своеобразным жертвенным сосудом, её смерть необходимость для прродолженитя пантеистического круговорота. В её теле теперь вечно будет петь «молодость».

* «Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали мы». В этих строках видим, насколько воскресение по Багрицкому отличается от воскресения по Иисусу Христу. У Багрицкого восстают в буквальном смысле оживающие мертвецы, а у Христа «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии».
[User Picture Icon]
From:snegsever
Date:Апрель, 7, 2018 15:17 (UTC)
(Permanent Link)
На вас веет ужасом, на меня - надеждой и счастьем. Ужасом на меня веет от попов, мулл и раввинов.
[User Picture Icon]
From:Михаил Несин
Date:Апрель, 8, 2018 02:22 (UTC)
(Permanent Link)
Не особо люблю жрецов. Но к атеистам в Росссии отношусь как к людям нетрадиционной ориентации. Как не смешны и не страшны бывают набожные, но атеизм для России это что-то ненатуральное. Обычно это люди слишком циничные, лишенные совести, и теплых чувств. Для них все материально и утилитарно а люди как макаки и расходный материал. Жизнь и смерть человека как включение или выход из строя лампочки.

Edited at 2018-04-08 05:32 (UTC)
[User Picture Icon]
From:snegsever
Date:Апрель, 8, 2018 14:02 (UTC)
(Permanent Link)
Ваше право относиться. Я же к любому верующему отношусь, как к не вполне нормальному. Верить в то, что существует нечто трансцендентное и нематериальное, которое сотворило вселенную и которому, помимо прочего, есть дело до кучки дикарей на ничем не примечательной планетке - это явный признак неадекватности.
[User Picture Icon]
From:Михаил Несин
Date:Апрель, 9, 2018 02:53 (UTC)
(Permanent Link)
Ну в Бога многие не верят, я тоже вне конфесий. Но все же русский человек всегда подспудно суеверен. И не многие зпявляют об атеизме, то есть в твердой увеоенности что Бога нет. Верить в грозу от Ильи Пророка или сотворение мира 7 с половиной тысяч лет назад конечно в наши дни глупо. Как и отрицать тот факт, что человек - примат. Но вот насколько научен "научный атеизм" при том, что люди дальше Луны не летали.
Кстати в стихах Багрицкого я вижу иудейское мессианство и ветхозаветную жестокость.
В научном атеизме и коммунизме тоже.
Можно отречься от торы и Иеговы, но менталитет то так просто не выкинешь. Недаром Моисей 40 лет народ по пескам водил, чтоб вымерли люди старой закалки.

Edited at 2018-04-09 05:58 (UTC)
[User Picture Icon]
From:snegsever
Date:Апрель, 9, 2018 03:41 (UTC)
(Permanent Link)
"Как хотел бы я покрасить бакенбарды в цвет зеленый,
в руки веер взять побольше, чтобы их никто не видел!" (С)

Суть атеизма в том, что ни одно проверяемое событие не требует для своего объяснения ссылок на сверхъестественно вмешательство. Всякие чудеса, хоть от Чумака, хоть из храмов, остаются чудесами только до тех пор, пока никто не дает себе труда выяснить, что там на самом деле.
А вопрос потенциального существования божества вне времени и пространства атеиста заботит не больше, чем гравицапа с планеты Плюк в галактике Кин-за-за. Есть она там или нет не влияет ни на что.
Замечу больше - если каким-то образом и выяснится, что у нашей вселенной есть разумный создатель, на позицию атеистов (мою, в частности) это никак не повлияет. Бить ему поклоны со свечкой в руке не стану. Просто появится еще одна материальная сущность, которую придется учитывать.
[User Picture Icon]
From:livejournal
Date:Апрель, 7, 2018 16:33 (UTC)
(Permanent Link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.