?

Log in

No account? Create an account
28 июн, 2017 @ 00:00 Софья Палеолог
About this Entry
Побывал 16 июня в Санкт-Петербургском институте истории РАН, где послушал интересный доклад московского историка Татьяны Александровны Матасовой, автора книги "Софья Палеолог", вышедшей в серии "Жизнь замечательных людей". Благодаря недавнему сериалу "София" об этой героине русской истории узнали широкие круги общества, тем интереснее ознакомиться с последними выводами академической науки. Выводы из слов докладчицы, я сделал примерно следующие:

1) Софья была дочерью Фомы Палеолога, самого младшего брата последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Фома правил областью в Пелопоннесе, которую сам же и завоевал, и будучи младшим в семействе, никогда не рассматривался в качестве кандидата на византийский престол. Но захвата Константинополя турками в 1453 году именно он становится главой императорского дома Палеологов, отправившегося в изгнание (остальные братья или погибли, или перешли на службу к туркам);

2) В Италии, где обосновалось большинство византийских беженцев, именно с сыновьями Фомы Палеолога теперь связывались надежды на освобождение родины. Византийские эмигранты венценосного происхождения пользовались покровительством кардинала Виссариона и, видимо, папская Курия рассчитывала использовать их в своих каких-то политических целях.

3) Софья в это время особо никого не интересовала и в источниках сведений о ней почти нет. О её образовании данных мало и вряд ли оно имело какой-то глубокий характер. Видимо, молодая девушка освоила чтение, письмо и какие-то основы наук, но данных о чём-то большем, о каких-то интеллектуальных поисках Софьи, нет никаких. Видимо, преимущественно, Софья в Италии была предоставлена сама себе и "потеряна" на фоне братьев. Видеть в ней носителя ренессансной культуры и гуманистических знаний, как это нередко имеет место в трудах историков, источники не дают оснований.

4) Только после того как братья Софьи не оправдали возложенных на них надежд, у кардинала Виссариона пробуждается интерес к личности Софьи, которая начинает рассматриваться как потенциальная фигура, могущая стать женой кого-либо из христианских государей, который, таким образом, мог быть вовлечён в антитурецкую коалицию.

5) Впрочем, желающих жениться на бесприданнице из потерявшей трон династии вряд ли было много. Согласился на этот брак овдовевший великий князь московский Иван III. Впрочем, ничего из этого ни византийская диаспора в Италии, ни Виссарион, ни Папа не извлекли: на все попытки вовлечь его в антитурецкую коалицию Иван III ответил отказом. И, думаю, правильно сделал - зачем России воевать за чужие интересы?

6) В российской историографии, начиная с Н.М. Карамзина (а также в исторической романистике, а теперь и в кинематографе - помянутый фильм "София") принято считать, что Софья оказывала большое влияние на Ивана III и многие вещи им делались под её влиянием (например, постройка нового кремля или даже решительный выход из даннической зависимости перед Ордой). Обращение к аутентичным источникам показывает, что данных для таких широковещательных утверждений, кроме "житейской логики", нет никаких. Реальная роль Софии на политическую жизнь Руси была очень скромной (единсвенный период, когда можно говорить о подъёме такого влияния - это период династического кризиса. Расхожие утверждения, что Софья принесла на Русь традиции византийского дворцового коварства ни на чём не основаны - Софья не знала Византии и о её традициях могла знать только по чьим-то рассказам). Скорее можно говорить о влиянии некоторых лиц из её окружения.

7) Характерно, что когда московскими идеологами разрабатывалась теория преемственности Руси от Византии и Рима, то фигура Софьи никакой роли в этой теории не играла (решающая роль там отводилась Владимиру Мономаху). Хотя казалось бы. Значит, современники не воспринимали брак Ивана III и Софьи в контексте преемства Руси от Византии. Современники скромно оценивали и этот брак и саму фигуру Софьи.

8) Вообще Софью на Руси сразу как-то не полюбили. В летописях много негатива на её счёт (её обвиняют в бегстве из Москвы в 1480 году*, в попытке отравления Ивана Молодого и даже собственного мужа и т.д.), впоследствии он возрастает и в сочинениях Курбского находит законченное воплощение - у князя Андрея Софья предстаёт как "чаровница греческая".

9) Как я понял докладчицу, для такого образа в аутентичных источниках тоже недостаточно оснований. Всё говорит за то, что Софья была верной любящей женой Ивана III, но её влияние не стоит преувеличивать.

Итого: Софья была скромной девушкой, попавшей в трудные обстоятельства, первую часть жизни она, скорее, плыла по течению, пытаясь выжить в изгнании, а во второй половине жизни становится верной женой и матерью. Её образы как женщины, сильно повлиявшей на деятельность Ивана III, так и хитроумной интриганки, скорее являются произведениями позднейшей традиции.

* Хотя как раз перед этим у неё родился сын Василий (будущий Василий III) и перед угрозой вражеского нашествия сына надо было спасать.
[User Picture Icon]
From:snegsever
Date:Июнь, 28, 2017 11:31 (UTC)
(Permanent Link)
Да, такая трактовка выглядит и психологически более достоверной.