?

Log in

No account? Create an account
17 авг, 2009 @ 18:30 Несколько мыслей о науке и обществе в постсоветской России
About this Entry
Активное обсуждение моего эссе "О профессионалах, любителях и дилетантах в исторической науке (методологические размышления)" на просторах Интернета привело меня к мысли о непонимании многими участниками дискуссии фундаментальной проблемы взаимоотношений науки и общества в постсоветской России, которая, собственно, в значительной мере и обусловила такой размах исторического фричества (равно, как и фричества в любой другой науке).

Проблема не только (а, может, и не столько) в том, что историки (как и учёные любой другой специальности - в какой-то науке ситуация лучше, в какой-то хуже, но общая картина, думаю, примерно одинакова) в последнее время крайне мало внимания уделяют внимания популяризации научных знаний в обществе. Проблема (и очень серьёзная) заключается в самом обществе и в уровне его научной культуры, который в постсоветское время в России стремительно падает. В итоге общество оказывается очень восприимчиво к писаниям фриков (спрос, как известно, диктует предложение) и они не замедляют появляться. В чём проявляется упадок научной культуры в постсоветском обществе? Во-первых в серьёзных изменениях социальной структуры общества в ходе "демократических реформ" (когда миллионы учёных, инженеров, квалифицированных рабочих и т. д. оказались вдруг челноками, продавцами, барменами и т. д.) и её серьёзной примитивизацией, что не могло не сказаться самым негативным образом на интиллектуальном уровне нации. Во-вторых в упадке образования (стремительное размножение "Университетов" с уровнем техникумов, деградация среднего-специального образования, снижение уровня высшего и среднего образования и т. д.). В третьих навязывание людям с ТВ, радио и бумажных СМИ всевозможных паранаучных знаний (астрология, НЛО, снежные люди и т. д. с экрана и газетных полос в последнее время просто не слезают). В четвёртых (в немалой мере это следствие первых трёх пунктов) "иррационализация" сознания людей. Наступление клерикализма в лице постоянно усиливающих своё влияние традиционных и появление новых "кабинетных" (всевозможные секты, неоязыческие культы и т. д.) религий. Нередко можно услышать рассуждения типа (говорю сугубо условно, думаю, все поймут о чём речь) "Бог готовил Николая II к жертвенному служению России". Такого рода рассуждения лежат за пределами науки и научной системы аргументов. 

И пока ситуация не будет переломлена и в обществе не восстановится должный уровень научной культуры, боюсь, никакая борьба профессионально-научного сообщества с фриками результатов не даст.
[User Picture Icon]
From:chur72
Date:Август, 17, 2009 18:54 (UTC)
(Permanent Link)
а как Вы предлагаете эту ситуацию переламывать?)
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Август, 18, 2009 05:09 (UTC)
(Permanent Link)
Это отдельная тема. Следите за моим ЖЖ. Пока я просто констатировал проблему.
[User Picture Icon]
From:tialdr
Date:Август, 18, 2009 03:19 (UTC)
(Permanent Link)
Предложение: может быть создать сообщество, развенчивающее мифы?
Например, начать с библейских мифов и их исторической интерпретации; затем развенчивание знаменитых мифов о «чудесах».
И далее, приближаясь от мифов, возникших в Российской Империи и СССР, к мифам современной России?
[User Picture Icon]
From:tialdr
Date:Август, 18, 2009 03:25 (UTC)
(Permanent Link)
Кроме того, добавить параллели известных мифов в других культурах, скажем библейских в сравнении с египетской и угарито-финикийских культур; восточнославянских в сравнении с западнославянскими.
Например, мифы о княгине Ольге имеет параллели со скандинавскими сагами; ряд библейских мифов принадлежит хамито-семитским культурам; ряд мифов появились из-за описок и схожести (созвучии) имён в разных культурах, необоснованных домыслах (история о Святом Граале, геты и готы, даны и даки, «рароги»-рюрики, Аркона-яр конь, и т.п.).
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Август, 18, 2009 05:19 (UTC)
(Permanent Link)
Так есть же уже "Историческая кунсткамера": http://community.livejournal.com/ist_freaks_ru/

Там надо развенчивать исторические мифы.
[User Picture Icon]
From:ihistorian
Date:Январь, 7, 2010 19:52 (UTC)
(Permanent Link)
Общество тут упрекать не стоит. Вы ведь бываете на просторах интернета, - часто ли Вы встречаете среди любителей военной истории неоплачиваемых поклонников Резуна? Сообщество любителей истории способно разобраться в любом вопросе настолько, насколько позволяют исторические источники…
Другое дело, что делать это приходится любителям в большинстве случаев без помощи либо перетрусивших, либо занятых другими делами профессионалов. И не даром, - много ли Вы назовете профессиональных историков по ХХ веку, которые бы бросили свой личный авторитет на чашу весов любителям? За подобранные факты, за умолчания, за передергивание цитат любители воздадут не грантами, - свистом и улюлюканьем…профессионалы отмываться замучаются.
А непрофессионалы… Кому как не им СССР и Сталин обязаны защитой своей чести после 1986г. ? Где были профессиональные историки по ХХ веку, когда политиканы позорили наше прошлое, прикрываясь ложью и фальшивыми документами? Ошибались, шли кружным путем, но дело сделали и делают дальше без профессиналов…Найдите у того же Мухина не ошибку, - откровенную ложь? Многие ли историки способны выйти в зал суда через полтора месяца после клинической смерти лишь для того, чтобы отстоять свой взгляд на историю?
В моем потоке истфака в 1980-е гг. специализироваться по ХХ веку шли карьеристы, которым было начхать на историю, причем к таким же скушным и серым научным руководителям. Фанаты уходили в века подальше, где была свобода, - чем дальше, тем свободнее…Я и сам античник…А потому снимаю шляпу перед Фрояновым, который задвинул свои научные интересы и отдал свой профессионализм ХХ веку, как того требовал его гражданский долг…
Если мы, историки перестанем врать, - никакие резуны с фоменками нам не будут страшны.
Кстати, у фоменок и резунов, помимо денег есть более важная задача – отвадить общество от истории и посеять хаос.


[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Январь, 7, 2010 21:52 (UTC)
(Permanent Link)
Да, во-многом Вы правы. Просто я сам - историк Древней Руси, поэтому мои "размышлизмы" написаны с уклоном в неё - она, как и ХХ век стала основной кормушкой для фриков (при этом, в отличии от ХХ-го векам политикам Древняя Русь, в общем, до лампочки, поэтому там у фричества несколько иная специфика). Отсюда несколько иная расстановка акцентов.
[User Picture Icon]
From:ihistorian
Date:Январь, 8, 2010 15:28 (UTC)
(Permanent Link)
А как Вы относитесь к взглядам С.Цветкова на "норманизм"?
[User Picture Icon]
From:ihistorian
Date:Январь, 8, 2010 15:35 (UTC)
(Permanent Link)
Я имею ввиду его двухтомник "Русская история",-М.,Центрполиграф,2004.
У меня, во-всяком случае, два тома, может еще выходили. Там многие вопросы изложены неклассически.

И, вообще, какие наиболее значимые работы по Древней Руси Вы бы рекомендовали, из вышедших после 1991г.?
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Январь, 8, 2010 16:12 (UTC)
(Permanent Link)
1) Цветков - любитель, поэтому к его работам надо относиться с большой рсторожностью. Куда более обоснованная критика "норманизма" содержится в работах ряда современных историков: А. Г. Кузьмина, Е. С. Галкиной (на её работы у меня, кстати, есть рецензия. В электронном виде она доступна вот тут: http://www.rusk.ru/analitika/2009/10/12/k_probleme_russkogo_kaganata_drevnyaya_rus_i_ee_stepnye_sosedi/), В. В. Фомина, В. И. Меркулова и т. д.

2) Много литературы по Древнейуси выходило. Как обобщающих работ, так и по отдельным темам. Начать знакомство с современной историографией Древней Руси Вам, видимо, надо с обощающих работ. Из них основные это:

1) Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы (М.; СПб., 1995. Можно также посмотреть его книгу "Рабство и данничество у восточных славян VI-X вв. (СПб., 1996)", а также работы его учеников, посвящённых отдельным регионам Древней Руси: А. В. Майорова, Ю. В. Кривошеева, А. В. Петрова и т. д.);

2) Петухин В. Я. 1) Начало этнокультурной истории Руси. Смоленск; М., 1995; 2) Древняя Русь. Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры: Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000;

3) Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004;

4) Кузьмин А. Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М., 2003;

5) Свердлов М. Б. Домонгольская Русь (СПб., 2003);

6) Седов В. В. Избранные труды. М., 2005 (туда вошли его монографии "Древнерусская народность" и "Славяне. Историко-археологическое исследование");

7) Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997;

8) Горский А. А. Кучкин В. А. Лукин П. В. Стефанович П. С. Древняя Русь. Очерки политического и социального строя. М., 2008.

Вот основные обощающие работы по истории Киевской Руси, вышедшие после 1991 г. Остальные посвящены каким-то отдельным сюжетам.
[User Picture Icon]
From:ihistorian
Date:Январь, 8, 2010 16:21 (UTC)
(Permanent Link)
Огромное спасибо))