?

Log in

No account? Create an account
10 апр, 2010 @ 20:32 Старшая ливонская рифмованная хроника
About this Entry
[User Picture Icon]
From:jakubaniec
Date:Апрель, 12, 2010 09:10 (UTC)

Что же это были за начала?

(Permanent Link)
Уважение к праву, автономия религиозных, родовых общин, этнокультурных регионов и других локальных социумов, гармоничное сочетание княжеской власти с вечевой демократией, баланс между монархическим, аристократическим и демократическим принципом управления. Наконец неразвитость свойственного христианскому сознанию универсалистского мышления, отсутствие претензий на «вселенскую истину» и вселенскую же власть, что исключительно затрудняет искреннее и прочувствованное восприятие христианской религии. Первоначальная христианизация Севера свелась к формальному декларированию догматов новой веры при сохранении традиционного жизнеустройства. В то время, как южнорусское киевское общество оказалось исключительно восприимчивым к византийскому влиянию во всех областях жизни, с его тотальным холопством, деспотией и неуважением к праву. Позднейший конфликт «Московии» с «Хольмгардией» – это конфликт Византийского мира с Балтоскандией, в котором Литва, и даже отчасти Орден были естественными союзниками новгородцев и псковичей.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Апрель, 13, 2010 09:08 (UTC)

Re: Что же это были за начала?

(Permanent Link)
Я думаю, Вы прувеличиваете "азиатскость" и "отатаривание" Московии. Об этом посмотрите мой пост выше.

А в целом же должен Вам заметить, что всё изменяется. Развитие форм социально-политической жизни - естественный процесс. В Москве он просто произошёл раньше, поэтому Новгород, представлявший собой более архаичный тип социально-политического устройства, был обречён.

Орден никогда союзником Новгорода и Пскова не был. Почитайте псковские летописи - там сплошная борьба с Орденом.
[User Picture Icon]
From:jakubaniec
Date:Апрель, 13, 2010 17:37 (UTC)
(Permanent Link)
Разницу между этими типами вряд ли можно объяснить в рамках оппозиции архаика/новация. Во всех странах Северной Европы королевская власть на протяжении всего Средневековья и Нового времени была ограничена народным представительством. А во Владимиро-Суздальской земле изначально княжеская власть приближалась к абсолютистской, а вечевые традиции были слаборазвиты.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Апрель, 13, 2010 17:51 (UTC)
(Permanent Link)
Безусловно. Но при этом во Владимиро-Суздальской земле жители "татарами" не стали. Как были русскими, так и остались. То, что там сложился другой тип соц. политической организации - согласен.

При этом, почему Новгород был обречён? Потому, что в Москве сложилось профессиональное служилое войско, а в Новгороде основой военной организации было ополчение. При прочих равных оно всегда уступит профессиональному служилому войcку.