sverc (sverc) wrote,
sverc
sverc

Слово о погибели русской литературы

Вынесено из разговора в фейсбуке.

Грустный факт в том, что русская литература сейчас по-сути мертва. Точную дату её смерти не назову, процесс постепенно происходил... Но факт есть факт: сейчас мы ни одного русского писателя не можем поставить в один ряд с Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым, Толстым, Достоевским, Есениным, Булгаковым, Шолоховым... Сама постановка вопроса о постановке в такой ряд какого-нибудь "быкова" или "веллера" будет оскорблением здравого смысла.

Литература в России перестала быть фактором общественной жизни. Не то потому, что нет на данный момент писателей, способных зажигать сердца людей в этом стынущем мире, не то потому, что обществу всё по фиг. Становятся новые произведения помянутых Быкова с Веллером или кого-либо ещё, да даже самого Эдуарда Лимонова, таким фактором общественной жизни, какими были творения Пушкина, Толстого, Достоевского и многих других писателей, да хотя бы тоже распутинское "Прощание с матёрой"? Ни в какой мере.

Чтобы русская литература возродилась, должны появиться люди, которые почувствуют что-то новое в окружающем мире (а времена интересны: и Россия и всё человечество стоят на очевидном перепутье - надо немного подняться и увидеть это) и сумеют это чувство адекватно выразить на бумаге. Понятно, что им ещё надо будет пробиться к читателю и найти его, но сначала они должны появиться. Это первое условие.

То, что появление этих "новых людей" возможно, наглядно показывает то, с какой страшной скоростью взошла звезда молодой украинской поэтессы Анастасии Дмитрук. Ещё недавно её никто не знал, а сейчас у роликов, где она читает стихи десятки и сотни тысяч просмотров. Причём не только у политических, но и у лирических, она сильная поэтесса, это факт, как ни относись к её идеологии (лично у меня идеологические ориентиры иные, как вы догадываетесь, но, извините, из-за разницы в идеологии отрицать силу поэтического таланта - последнее дело), что-то в ней есть особенное. Как метеорит ворвалась она на небосклон постсоветской литературы и её творчество стало на Украине реальным фактором общественной жизни.

Кстати, все наши многочисленные ответы на её "Никогда мы не будем братьями", существенно уступают по поэтической силе оригиналу. Во-первых, потому, что все они подражательны по форме, а если вы подражаете поэту в форме, у вас с вероятностью 99 процентов выйдет хуже, это закон поэзии. Во-вторых, по силе экспрессии все они порядком уступают оригиналу. В общем, при сопоставлении стиха Дмитрук с кучей ответов на него, становится понятно, почему она так взлетела. Ещё раз для одарённых: я оцениваю с позиций поэзии, а не идеологии.

Понятно, что у взлёта Дмитрук своя специфика, что она выдвинулась на революционной волне (а революционная ситуация всегда обычно даёт толчок развитию творчества) и т.д., но это показывает, что всё возможно и писатель может легко выдвинуться из небытия в первый ряд буквально на наших глазах. В российском обществе наряду с линией апатии всё-таки обозначается потихоньку и некая линия движения, пусть и пока очень невнятная. Так что появись у нас своя Дмитрук, возможно, она также взорвёт литературный небосклон (понятно, что это будет как-то иначе происходить)...

Tags: Россия, заметки, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments