?

Log in

No account? Create an account
27 фев, 2014 @ 02:03 Самоидентификационное
About this Entry
В некоторой связи с событиями на Украине и вообще хочу пояснить кое-какие вещи. Я всегда подчёркиваю, что я - белорус (да ещё и западный), а не какой-то там москаль, и чётко это манифестирую, но исторически сложилось так, что живу я в России, а в последнее время выступаю де-факто с позиций русской национальной социал-демократии. В этой связи тезисно хочу изложить свой взгляд на проблему соотношения белорусов и русских (великоросов), русскости и белорусскости (и частично несколько шире - на проблему соотношения восточнославянских народов в целом):

1) Этноним. Сам этноним белорусы, белые русы, означает, в соответствии с распространённой в средневековье цветовой семантикой "западные русы" и автоматически указывает на то, что белорусы являются частью общности более высокого порядка, ведь если есть "белые" (западные) русы, значит, есть и другие, как минимум "восточные русы", коими являются великоросы-московиты. А есть ещё и русы на юге - русины в Карпатах и люди, сохранившие русское самосознание на юго-востоке Украины.

Беларусь и Россия соотносятся между собой примерно так как средневековые "Белая" (западная) и "Червонная" (восточная) Хорватия.

NB. Существуют и иные объяснения этнонима "белорусы", но они куда менее убедительны, а главное - ничего не меняют по-существу: как бы мы ни расшифровывали этноним "белые русы", всё равно он чётко маркирует, что его носители являются частью русов.

2) Русы или русины - это общее самоназвание всех восточных славян, относившееся изначально к славянам, жившим в ареале волынцевской культуры и их потомкам (см. работы А.Н. Насонова, Б.А. Рыбакова, В.В. Седова), а впоследствии распространившееся по всей Киевской Руси в XI-XIII вв. и знаменовавшее собой становление единого общерусского (общевосточнославянского) самосознания от Карпат до Клязьмы и от Новгорода до Чернигова и Переяславля.

Монгольское нашествие и литовская, а затем и польская экспансия не поколебали самоидентификации всех восточных славян как русов/русинов. Тверской купец XV в. Афанасий Никитин писал о себе: "аз не бесерменин, русин". До наших дней сохранился этот консервативный этноним - русины - в Закарпатье, на другом конце восточнославянского мира. При этом там народ, будучи веками оторван от остальных русских земель, находясь в составе других государств, стойко держался за своё русское имя и самосознание. Деятель русинского возрождения XIX в. Александр Духнович писал: "Я русин был, есмь и буду, Я родился русином, Честный мой род не забуду, Останусь его сыном…".

А вот слова другого деятеля русинского возрождения Дмитрия Вергуна:

Я - карпатский руснак, стародавний казак,
Сторожил я века наши горы
От монгол, янычар, немчуры и мадьяр,
Изнывая без братской опоры.
Больше тысячи лет мы страдали от бед,
На скалах как Прометей распяты,
Но таили огонь и, сжимая ладонь,
Сохраняли для Руси Карпаты.

Ещё в начале XX в. в по всей Галичине и на Волыни преобладало отнюдь не "украинство", а концепт "Единой Руси от Карпат до Камчатки" [1].

Точно также русское имя и самосознание сохранялось и в Западной Руси, нынешней Беларуси.

Сохранялось оно и в Северо-Восточной Руси ("Великая Русь") и в Южной Руси ("Малая Русь"). При этом, как показал О.Н. Трубачев [2], "Малая Русь" означает вовсе не "младшая Русь", а, наоборот, "исконная Русь", а эпитет "Великая", является не "шовинистическим", а означает зону, так сказать, "вторичного распространения", ведь на Северо-Восток этноним "русь" пришёл с юга.

В XIX в. появился концепт "украинства", основанный на отторжении своей прежней русской идентичности и принятии новой, украинской. Постепенно в XIX-XX вв. "украинство" распространялось на землях Южной Руси, вытесняя "русскость" [3]. "Украинство" стало крупнейшим исторрическим вызовом русскому самосознанию, так как строилось на его отторжении.

3) "Русофобский белорусизм". В Беларуси существовали проекты, типологически близкие "украинству", но они к настоящему времени потерпели полный исторический крах. Существует небольшая группа "озабоченных" интелей, но народу они совершенно чужды и не нужны. Называть этих людей и их предшественников "белоруситстами" категорически не допустимо ибо их идеология основана как раз на отрицании бело-русскости как составной части обще-русскости. Это Е.Ф. Карский - белорусист или я - белорусист. Эти люди - нет, они - анти-белорусисты, ибо пытаются вывернуть самосознание народа наизнанку. Будем их называть "белорусисты-русофобы".

"Белорусизм" как анти-русская идеология - это оксюморон, так как в самом этнониме "белорусы" прописана "русскость".

Полный провал "русофобского белорусизма" явствует из того, что ныне его исторической основой является уход в седую древность в виде идеи о балтском происхождении белорусов. Сама эта идея с научной точки зрения не имеет серьёзных оснований, о чём писал в т.ч. и я [4], но показательна с точки зрения "высасывания из пальца". Если в рамках "украинства" сформировалась уже некая вполне реальная "самостийная" традиция (Мазепа-Петрлюра-Бандера-Грушевский-Щептицкий и т.д., относиться ко всем этим людям можно как угодно, но традиция сформирована), то у белорусов ничего подобного нет. Вот и приходится выдумывать что-то на уровне "преданий старины глубокой": "да мы вообще не славяне, мы балты и вам не братья".

4) На данный момент мы на деле имеем:

а) абсолютное преобладание в Беларуси русского языка. Я там в городах не слышал белорусской речи. Только от старых людей, либо в деревнях. У меня двоюродная сестра учительница белорусского языка в Барановичах. Так вот по её словам:

- когда дети впервые приходят на урок белорусского языка, то практически все они белорусским языком не владеют совершенно;
- когда она даёт детям домашнее задание, то родители-белорусы не в состоянии им помочь, так как не знают языка.

А сын другой моей двоюродной сестры, закончивший полтора года назад школу в Бресте, говорил, что если бы отменили преподавание белорусского языка, они были бы только рады, так как в реальной жизни он фактически не нужен, а учить будет меньше.

Я при этом, разумеется, не говорю, что преподавание белорусского языка в школах надо отменить, но не исключаю, что при естественном ходе истории это может случиться, так как объективно, к сожалению, белорусский язык - вымирающий. Об этом можно сожалеть, но заставить миллионы людей вернуться (а молодёжь уже и не вернуться, а перейти на язык, которого она фактически не знает) к белорусскому языку можно только принуждением, соответственно, демократическим путём те, кто настаивает на этом, придти к власти не смогут, ибо народ добровольно переучиваться не будет. Риторический вопрос: кому в такой ситуации нужен "языковой национализм" помянутых озабоченных интелей?

Тут, конечно, кто-то мне возразит, что к русскому языку всех белорусов насильно заставили перейти "московские оккупанты". Но это не совсем так: переход у русскому языку был неизбежным следствием урбанизации. В городах преобладал русский язык, соответственно, по мере повышения доли городского населения, росла и доля русскоговорящих, так как переселенцы из сельской местности переходили на "городской" язык.

Кстати, любопытный штрих насчёт насчёт живой белорусской речи. Моя бабушка говорит только на мове и не знает русского. Но при этом она из Гродненской области, а там свой диалект, но сейчас живёт у дочери (папиной сестры) в Бресте. И... с трудом может говорить с местными старушками, так как они говорят на другом диалекте.

б) абсолютное большинство верующих в Беларуси - это прихожане Московского Патриархата. Собственно, за вычетом всяких свидетелей иеговы, это все верующие, окромя католиков (есть ещё родноверы, но это специфический случай), коими в основном являются поляки или близкие к ним по культуре и менталитету люди. Никакой раскольничьей структуры типа пресловутого самозванного "Киевского Патриархата" в Беларуси, к счастью, не возникло. Опять-таки, "белорусистам-русофобам" в духовной сфере опереться совершенно не на что, поэтому они старательно пытаются "замылить" роль православия в Беларуси.

5) Роль поляков. Кстати, о поляках. Их как-то подозрительно много среди "русофобских белорусистов", что наводит на мысли. В этой связи нельзя не вспомнить слова, сказанные ещё в XIX в. ксёндзом Валерианом Калиной: "Край этот потерян для Польши, но надо сделать так, чтобы он был потерян и для России" [5]. Ныне поляки продолжают ту же политику и это надо чётко понимать.

Этому моменту, а именно роли поляков в развитии "антирусского белорусизма" как идеологии национального раскола надо уделить особое внимание и дать соответствующий идеологический отпор, в т.ч. и на государственном уровне. Надеюсь, Батька это понимает.

6) "Москвоцентризм". Итак, белорусы - это "западные русы". И здесь надо остановиться вот на каком моменте. Есть такое крайне печальное явление как "москвоцентризм", т.е. представление о том, что "восточные русские" (московиты) представляют собой некий "эталон русскости". Соответственно, все остальные восточные славяне, кто также имеет русское самосознание и имя: белорусы, русины, русские юго-востока Украины - это в рамках "москвоцентризма" какие-то "не такие", не полноценные русские, "младшие братья" московитов. Ярким представителем этой идеологии в XIX в. был М.П. Погодин. Для "москвоцентриста", допустим, я - не русский, в лучшем случае "какой-то не такой" русский.

Во-многом отрицание своей русскости восточными славянами за пределами Московии развилось именно как ответная защитная реакция на "москвоцентризм". На тот факт, что "москвоцентризм" сыграл очень важную роль в генезисе русофобского варианта "украинской" идеологии ("ах, вы говорите, что только вы - русские, ну и ладно, мы тогда станем украинцами") обратил внимание О.Б. Неменский [6]. И тот же исследователь дал развёрнутую критику "москвоцентризма" [7] и обоснование идеи полного равноправия разных ветвей русских: и восточных (великлоросов, московитов), и западных (белорусов), и юго-западных (русинов), и южных (малоросов, украинцев) - всех наследников Древней Руси, при которой никто не может претендовать на некую "эталонность".

"Западные русы" (белорусы) и "восточные русы" (великоросы, московиты) - это две равноправные ветви "народа русьского", как сказал бы летописец. У каждой свои этнографические и исторические особенности. Но и те, и другие являются носителями русского имени и самосознания, унаследованного от времён Киевской Руси.

[1] См. о русинах и их трагической истории: Суляк С.Г. Русины: Уроки трагический истории // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2008. № 3-4 (13-14)

[2] Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 2002. С. 301-302

[3] Неменский О.Б. "Чтобы быть Руси без Руси". Украинство как национальный проект // Вопросы национализма. 2011. № 5

[4] Жих М.И. К вопросу об этнической принадлежности кривичей // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки. 2013. Вып. 1 (8)

[5] Цит. по: Неменский О.Б. "Чтобы быть Руси без Руси". С. 96

[6] Неменский О.Б. "Чтобы быть Руси без Руси". С. 118-123

[7] Неменский О.Б. 1) Многоцветье золотой Руси // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2006. № 1 (3); 2) Русскость и русинскость // Международный исторический журнал "Русин" [Кишинёв]. 2007. № 3 (9)
[User Picture Icon]
From:urfinwe
Date:Февраль, 26, 2014 22:52 (UTC)
(Permanent Link)
Бліскуча сфармуліравана! Дзякуй!
[User Picture Icon]
From:misha_makferson
Date:Февраль, 27, 2014 01:28 (UTC)
(Permanent Link)
>Я при этом, разумеется, не говорю, что преподавание белорусского языка в школах надо отменить, но не исключаю, что при естественном ходе истории это может случиться, так как объективно, к сожалению, белорусский язык - язык вымирающий.

И кстати например ирландцам практически поголовное не владение ирландским не мешает ощущать себя ирландцами.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Февраль, 27, 2014 09:32 (UTC)
(Permanent Link)
Пример не подходит к нашему случаю: ирландцы кельты, англичане - англосаксы, совершенно разные народы по происхождению, о чём они прекрасно помнят, хотя и говорят на одном языке. В нашем случае не только язык один, но и происхождение общее.
[User Picture Icon]
From:misha_makferson
Date:Февраль, 27, 2014 09:39 (UTC)
(Permanent Link)
Ну тогда немцы, австрийцы, швейцарцы. Люди имеющие одинаковый литературный язык (единство которого кстати тщательно поддерживается благодаря координации языковых реформ) живут в разных государствах и их это абсолютно не парит. Ни в Австрии, ни в Швейцарии нет сколько-нибудь значимых настроений "слиться в единую немецкую семью". Хе, немецкоговорящим швейцарцам их франкоговорящие сограждане гораздо ближе чем немцы из Дойчланда.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Февраль, 27, 2014 12:24 (UTC)
(Permanent Link)
Тоже не совсем корректная аналогия. Германия, в отличие от Франции, Англии и т.д., исторически сохраняла раздробленность вплоть до середины XIX в. Австрия, одно из германских государств, между тем, совершило экспансию на иноэтничные: венгерские и славянские территории. И когда остальная Германия объединялась, "переварить" Австро-Венгерскую империю она просто не могла, хотя они были в тесном союзе.

Когда Австрия после ПМВ cбросила "имперский балласт" там сразу пошли разговоры об объединении с Германией, но Антанта не давала. В 1938 г. аншлюсс был, на сколько мне известно, искренне продержан большинством австрийцев.

После окончания ВМВ Австрия была отделена от Германии не своей волей, а решением союзников, коими была оккупировала 10 лет, а потом де-оккупирована на очень жёстких условиях. Даже сейчас заговорить об объединении там не решаются открыто, хотя если провести референдум...

Так что разделение Германии и Австрии - это большей частью следствие внешних факторов.

Ну а Швейцария - вообще специфическая страна.
[User Picture Icon]
From:drfaust_spb
Date:Февраль, 27, 2014 02:16 (UTC)
(Permanent Link)
Отлично написано.

Собственно к такой диспозиции Белоруссия сегодня вернулась в экономике, политике, обороне, языке; по части самоидентификации пока не вполне (самостийность перевешивает общерусскую идентификацию, нет?), но к этому стоит стремиться.
[User Picture Icon]
From:ortnit
Date:Февраль, 28, 2014 02:55 (UTC)
(Permanent Link)
"Малая Русь" означает вовсе не "младшая Русь", а, наоборот, "исконная Русь", а эпитет "Великая", является не "шовинистическим", а означает зону, так сказать, "вторичного распространения", ведь на Северо-Восток этноним "русь" пришёл с юга.

Безусловно, этноним распространялся с юга, только вот нельзя согласиться с выводом Трубачева. Есть польский пример: "Великая Польша" - изначальная территория поляков-полян, "Малая Польша" - бывшее княжество вислян с Краковом, лишь в 990е присоединенное к Польше. "Малая Русь" - это изначально Галиция и Волынь. То есть такое же отпочкование от Руси в Киеве, как и Малая Польша от Великой Польши. Великая Русь вообще когда появилась? Кажется, еще в 15-16 веке Московские земли назывались Белой Русью, не ошибаюсь?
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Февраль, 28, 2014 09:18 (UTC)
(Permanent Link)
Вы бы хоть для начала прочитали Трубачева что ли.

"Например, в составе польских земель Малопольша зовется так именно по той причине, что славяне, предки поляков, освоили ее раньше, чем Великопольшу, расположенную дальше на север".
[User Picture Icon]
From:ortnit
Date:Февраль, 28, 2014 15:44 (UTC)
(Permanent Link)
Освоили раньше? Не факт. (а что мы на ВЫ перешли обратно?) Суково-Дзедзицкая культура развивалась независимо от Пражско-Корчакской культуры вислян. Моравы и чехи, владея "Вислой" ("Князь сильный в Вислех" из "Жития Кирилла и Мефодия") не спешили называть эту землю "Малой Моравией\Чехией", хотя земли эти были освоены славянами и раньше Моравии и Богемии. Княжество Полян завоевало княжество Вислян и Висла стала Малой Польшей после того, как Краков стал центром Польского государства, также как Русская земля завоевала Волынь, которая стала Малой Русью после того, как там возник новый центр русской государственности. Трубачев, при всем моем уважении, выдает желаемое за действительное.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Февраль, 28, 2014 16:25 (UTC)
(Permanent Link)
"а что мы на ВЫ перешли обратно?".

Сорри, это я так, машинально. Сначала надо прочесть Трубачева, потом критиковать.
From:1zubzazub1
Date:Март, 4, 2014 05:17 (UTC)
(Permanent Link)
Полностью согласен.