?

Log in

No account? Create an account
10 мар, 2013 @ 17:10 Об учебниках истории
About this Entry
Некоторое время назад Путин выступил с идеей создания "единого" учебника по истории для средней школы. Мнения историков по поводу этой инициативы разошлись. Так если мы откроем "Литературную газету", то увидим, что, к примеру, выдающийся историк Древней Руси Игорь Яковлевич Фроянов эту инициативу горячо одобряет, а специалист по истории общественной мысли XIX в. Сергей Михайлович Сергеев категорически отвергает. И тот и другой приводят в пользу своей позиции достаточно весомые, на мой взгляд, аргументы.

Моё мнение по этому вопросу не вполне однозначно.

1) С одной стороны в условиях "плюрализма учебников" в учебную литературу постоянно проталкивались и проталкиваются откровенно сомнительные с научной точки зрения и дикие с морально-этической точки зрения русофобские идейки типа уравнивания нашей страны с нацистской Германией, умаления решающей роли СССР в разгроме фашистского блока и т.д. Или вот недавно я листал в магазине учебник для школы, где "Велесова книга" цитировалась как источник. И в этом, действительно, надо навести порядок. Хочешь писать всякую чушь - пожалуйста. Но не в учебниках. Учебники - жанр консервативный (в хорошем смысле), там должны быть прописаны вещи с одной стороны надёжно установленные наукой, а с другой - надо учитывать важность морального аспекта, который несёт в себе начальное соприкосновение человека с родной историей, поэтому любое её опошление, тем более намеренное, совершенно недопустимо и государство должно осуществлять за этим контроль.

2) С другой стороны, понятно, что восстановлением исторической справедливости по отношению к некоторым событиям, намеренно загаженным псевдолиберальными деятелями, дело не остановится и в "едином" учебнике во-первых будут с ног на голову перевёрнуты какие-то другие события (слышал я, к примеру, что в минобре кто-то на полном серьёзе рассуждал так: "зачем ребёнку много знать о декабристах? Они же бунтовщики, а нам надо воспитывать челядь и холопов добропорядочных граждан"), а во-вторых, по своей идейной нагрузке он в текущей политической ситуации может превратиться просто в "краткий курс юного холопа".

В общем, я считаю, что государственный контроль за учебниками по истории для школ и ВУЗов быть должен. Другой вопрос, что за государство перед нами и с какими целями оно такой контроль осуществляет.
[User Picture Icon]
From:semargl_bird
Date:Март, 10, 2013 22:35 (UTC)
(Permanent Link)
Что за учебник, не помнишь?
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 10, 2013 22:43 (UTC)
(Permanent Link)
Увы.
[User Picture Icon]
From:Михаил Несин
Date:Март, 11, 2013 02:03 (UTC)
(Permanent Link)
так при Путине и будет курс "юного холопа".
И только он. По мне так лучше плюрализм, чем такой курс.
[User Picture Icon]
From:Михаил Несин
Date:Март, 11, 2013 02:28 (UTC)

Учебник был по XX Веку. Вышел он еще в 2008 г, когда мы были

(Permanent Link)
Учебник был по XX Веку. Вышел он еще в 2008 г, когда мы были студентами. Царь, дворяни и белые в нем, конечно хорошие, революция - плохая, произошла без всяких социальных предпосылок исключительно по вине злых уродцев и изменников Родины, вроде Каспарова. Все, что связано с социализмом - плохо, безбожно и аморально. Попы, кулаки, эмигранты, вроде И. А. Ильиана, Боги, просто не погнятно, как их не взяли живьем на небо. Расстрел Белого дома (и народа внизу) был героическим. Дело Юкоса - как доблестная победа над олигархами.И вообще, Путин всех ведет в рай и победил олигархов.
Мне вообще кажется, что всегда, когда гос. чинуши борятся с плюрализмом и наводят порядок, у них всегда будет курс юного холопа.Нам на Новгородике 2012 областная администрация уже в явном виде говорила, что намерена "подправлять" историком, и диктовать свою точку зрения. На объединение России при Иване III к примеру, где все подавалось однозначно, как борьба доблестного самодержца и большинства новгородцев с маленькой кучкой прозападных олигархов. А то, что источники рисуют совсем иную картину драмматических коллизий на берегах Волхова - это тем хуже для них. Научному сообществу надо самому начать себя регулировать. Иначе так и будем колебаться с линией партии, калеча историческое познание под свои сиюминутные игры.