?

Log in

No account? Create an account
11 сент, 2012 @ 15:41 О славянских этнонимах письма Иосифа
About this Entry
Единственным хазарским памятником, в котором имеется систематическое описание территорий, подвластных хазарам, является знаменитое письмо хазарского царя Иосифа, адресованное испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту [1]. В пространной редакции письма имеется перечисление народов, живущих вдоль волжских берегов: «У (этой) реки (Атил = Волга. – М.Ж.) расположены многочисленные народы... Вот их имена: Бур.т.с, Бул.г.р, С.вар, Арису, Ц.р.мис, В.н.н.тит, С.в.р, С.л.виюн. Каждый народ не поддается (точному) расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань», после чего «граница поворачивает по пути к Хуварезму (Хорезму – М.Ж.) [2].

В краткой редакции перечисления поволжских народов нет, сказано просто про «девять народов, которые не поддаются точному распознанию и которым нет числа» [3]. Идентификация большинства упоминаемых Иосифом народов не вызывает особых проблем: Бур.т.с – это буртасы, Бул.г.р – волжские болгары, Ц.р.мис – черемисы, Арису – эрзя или удмурты. Всё это народы Поволжья и Волго-Камья. Но между ними упоминаются три этнонима, которые напоминают этнонимы славянских «племён»: В.н.н.т.р, С.л.виюн и С.в.р, которых отождествляют с вятичами, славянами и северянами. Но кроме созвучия оснований для таких отождествлений нет никаких: Иосиф чётко помещает все перечисленные им в этом фрагменте этносы на берегах Атила, то есть Волги и Камы, соответственно, гораздо логичнее выглядит поиск носителей соответствующих имён среди местных народов. В.н.н.тит, как показала недавно тщательно исследовавшая этнонимию письма Иосифа Е.С. Галкина, вопреки указанному мнению, не вятичи, так как в этом случае никак невозможно было бы сочетание подряд двух букв нун в этом этнониме, так как означает оно не удвоение, а присутствие между ними краткой гласной. Логичнее сопоставить этот народ с упоминаемым в начале письма Иосифа этносом В.н.н.т.р (с точки зрения графики такая конъектура вполне допустима) и отождествлять его с унногундурами (оногурами), которых знает на Средней Волге и автор анонимного географического трактата «Худуд ал-алам». Унногундуры в числе ряда тюркских племен юго-востока Европы мигрировали в Поволжье в конце VIII века [4].


Интересны два почти идентичных этнонима: С.вар и С.в.р. (Суур). Обычно под одним из них понимают сувар, также откочевавших в конце VIII в. в Поволжье, а под другим – восточнославянских северян, но источник не дает для этого никаких оснований, ясно локализуя все перечисленные этносы в Поволжье. Дабы обойти это препятствие, Е.С. Галкина предположила, что речь здесь идет о двух группах сувар, разделение которых упомянуто у Ибн Фадлана [5], что одно время казалось убедительным и мне [6], однако возможно и другое объяснение: один из этих двух этнонимов действительно относится к северянам, но не к тем, которые жили на Левобережье Днепра, а к какой-то группе потомков носителей славянской именьковской археологической культуры, существовавшей в Среднем Поволжье в IV-VII вв.,  мигрировавших в конце VII – начале VIII вв. в район Левобережной Украины, где они создали волынцевскую культуру, от носителей которой и происходят летописные северяне [7]. При этом часть именьковского населения осталась на месте и влилась в состав населения Волжской Болгарии [8], так что не удивительно, что какая-то группа потомков именьковского населения на берегах Волги именовалась северянами точно также как и их родичи, жившие на левом берегу Днепра. Что касается этнонима С.л.виюн, которым в письме царя Иосифа завершается список поволжских народов и после которого граница Хазарии поворачивает к Хорезму, то связь этого названия с общим названием всех славофонных народов, бывшим также и непосредственным этнонимом ряда славянских «племен», несомненна, но относился он, очевидно, также к какой-то группе потомков славян-именьковцев, жившей в Поволжье [9].

***

[1] Данное письмо является достаточно сложным источником, так как отражает не столько реальные владения Хазарии, сколько с одной стороны представления о них хазарской элиты, а с другой является документом, написанным с вполне определенными политическими целями, связанными со стремлением Иосифа сформировать у своего адресата нужные представления о Хазарии и ее границах (Галкина Е.С. 1) Территория Хазарского каганата IX – 1-й пол. X вв. в письменных источниках // Вопросы истории. 2006. № 9; 2) Номады Восточной Европы: этносы, социум, власть (I тыс. н.э.). М., 2006. С. 328-353).

[2] Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932. С. 98.

[3] Там же. С. 81.

[4] Галкина Е.С. Номады… С. 336-339.

[5] Там же. С. 339.