?

Log in

No account? Create an account
27 мар, 2011 @ 15:05 Нормальный гуманный строй
About this Entry
Город Вязьма пореформенной поры.

"Абсолютное большинство жителей Вязьмы оставалось неграмотным. В городе действовало только четыре учебных заведения - два светских и два духовных училища. На всю Вязьму имелось лишь 15 преподавателей. В 1856 году в четырех училищах города обучалось немногим более 100 человек - дети дворян, купцов и священников. На улицах Вязьмы бросались в глаза многочисленные церкви. Их было в пять раз больше, чем учебных заведений. Насчитывалось почти 600 священнослужителей, в 40 раз больше, чем учителей. Служитель культа приходился на каждые пятнадцать жителей города, в то время как учитель - на 800 человек. Никаких культурных учреждений в Вязьме в то время не существовало. В весьма жалком состоянии находилось здравоохранение. На город и на Вяземский уезд имелась лишь одна небольшая больница (на 20 коек), один врач и несколько фельдшеров" (Смирнов И.А. Вязьма - старинный русский город. М., 1988. С. 75-76).

После реформы "были открыты мужская и женская гимназии, учительская семинария, несколько начальных городских и церковноприходских школ. Но всего в городе и уезде обучалось лишь 1386 человек, что составляло только 14 процентов всех детей и подростков, подлежащих обучению в школах. По переписи 1897 года совершенно неграмотных в городе насчитывалось 45 процентов жителей, а в уезде - 85 процентов. По-прежнему из рук вон плохо было поставлено медицинское обслуживание. В 1880 году на Вязьму и весь уезд имелось всего два врача, шесть фельдшеров и три акушерки. Один врач приходился на 50 тысяч жителей и оди фельдшер - почти на 20 тысяч" (Там же. С. 78-79).

И такая картина была по всей России. Это Д.А. Медведев назвал "нормальным гуманным строем", на который мы ныне должны ориентироваться. А теперь друзья мои, внимание вопрос: хотели бы вы жить в таком вот "нормальном гуманном строе" с одним фельдшером на 20 тысяч человек, учителем на 800 человек, с повальной неграмотностью и тяжелейшими условиями труда? Лично я почему-то не хотел бы. Вообще. От слова совсем.

Мне могут возразить моими же собственными словами, что мгновенно всё было сделать нельзя. Да, нельзя. При условии, что что-то вообще делается. Сопоставьте динамику роста числа школ, училищ, университетов, поликлиник, больниц, культурных учреждений в царской России и в СССР. Это небо и земля. Советская власть в считанные годы покрыла страну школами и техникумами, университетами и библиотеками, клубами и дворцами культуры, больницами и санаториями. Царская власть этого не сделала за 60 лет. Потому, что ей это просто было не нужно. Капиталистам и помещикам просто не нужны были образованные свободно мыслящие люди. Общественный строй, существовавший в РИ совершенно не предполагал высокого уровня образования и культуры для жителей России. Ему, равно как и любому другому подобному строю нужна была послушная рабочая сила, которой вовсе не положено быть образованной. А то ещё возьмут и чего доброго Маркса с Ницше начитаются...

Поэтому умиляют по выражению уважаемой semargl_bird хомячки с с в/о, благополучно протирающие штаны в офисах, которые при царизме могли бы рассчитывать на ЦПШ и последующую работу на рапсовых полях и заводах ТНК за доллар в день, которые что-то вякают про "совок" и "Россию, которую мы потеряли". Совсем люди забыли, кем их предки были в той России и кем стали благодаря советской власти.
[User Picture Icon]
From:taii_liira
Date:Март, 27, 2011 07:11 (UTC)
(Permanent Link)
в 30-х гг. на Урале во многих деревнях грамотных почти не было, а школы не работали годами
"нормальный гуманный строй", фальсифицировавший к тому же итоги "культурной революции" и массового просвещения
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 27, 2011 07:14 (UTC)
(Permanent Link)
Источники таких сведений приведите пожалуйста. Со статистикой.
[User Picture Icon]
From:taii_liira
Date:Март, 27, 2011 07:16 (UTC)
(Permanent Link)
дык достаточно почитать книгу К.Келли. Товарищ Павлик. М: Новое литературное обозрение, 2009, чтобы увидеть весь масштаб дремучести советской деревни
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 27, 2011 07:23 (UTC)
(Permanent Link)
Ясно, статистики у Вас нет, ч.т.д., а без статистки это не более, чем словоблудие. Ознакомьтесь со статистикой, а потом уже приходите спорить.

И не надо с больной головы валить на здоровую - такую "дремучую" деревню советской власти в наследство оставил царизм, она её не с неба получила. И ударными темпами из этой "дремучести" вытаскивала. Вы в курсе, сколько советская власть в довоенный период построили школ, клубов и библиотек в деревнях? Вы знаете, сколько деревенских детей училось в школах до и после Революции? Каков был уровень грамотности в деревне на 1913 и 1940 годы представляете? Это небо и земля.
[User Picture Icon]
From:taii_liira
Date:Март, 27, 2011 07:44 (UTC)
(Permanent Link)
ну конечно...во всех бедах Советской власти всегда царизм виноват
смешно-с
в создании мифа о Павлике Морозове тоже царизм виноват?
[User Picture Icon]
From:thor_2006
Date:Март, 27, 2011 07:14 (UTC)
(Permanent Link)
"Совсем люди забыли, кем их предки были в той России и кем стали благодаря советской власти..." - эт-точно! Такое впечатление, что в России 2/3 населения, если не больше, были дворянами (обязательно с поместьицем, сиречь усадьбой, с белыми акациями, у которой гроздья душистые), а оставшиеся - купцами и "справными мужиками" (типа ставропольского Цапка - он как раз такой вот справный мужик кафтановского типа)... Одним словом, все господа, а вот быдлом был - непонятно? Страна непуганных идиотов! :(
[User Picture Icon]
From:yuridmitrievich
Date:Март, 27, 2011 10:41 (UTC)
(Permanent Link)
Сейчас, если человек сидит на работе за компьютером, то думает про себя, что он уже не пролетарий, а выбился в люди.
[User Picture Icon]
From:thor_2006
Date:Март, 27, 2011 11:12 (UTC)
(Permanent Link)
Здесь надо добавить одно слово - "пока сидит"...
From:bvsv
Date:Март, 27, 2011 08:51 (UTC)

Рыночные ценности в действии

(Permanent Link)
"Насчитывалось почти 600 священнослужителей, в 40 раз больше, чем учителей."
-------
Ну дак священнослужители на самообеспечении, а учителям государство должно платить.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 27, 2011 08:59 (UTC)

Re: Рыночные ценности в действии

(Permanent Link)
Совсем не обязательно. Учителям могут за обучение своих деток и их благородия платить. Вот только что делать тем, у кого денег нету? Образование только для тех, кто может за него заплатить остальным хватит ЦПШ. И сейчас мы к этому бреду возвращаемся.
From:bvsv
Date:Март, 27, 2011 09:54 (UTC)

Re: Рыночные ценности в действии

(Permanent Link)
Дело в том, что благородия или беднота - это необходимое условие существования рынка, в то время как Конституция гарантирует ВСЕМ бесплатное образование за счет государства, которое и должно взять на себя все расходы по образованию. А в этом случае это уже регулируемая государством экономика типа диктатора Каддафи, а не свободный рынок, как во всем демократическом мире)).
Как было подмечено chajkajonatan что, если мы готовы простить Каддафи, что он диктатор и убийца, то зарплата учителя $3 тыс. в мес. и обучение 2-х детей из семьи за границей за счет государства при всеобщем бесплатном среднем образовании – это уже беспредел.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 27, 2011 10:02 (UTC)

Re: Рыночные ценности в действии

(Permanent Link)
Проблема в том, что:

1) При царе-батюшке не было Конституции и, соответственно, никто никому ничего не гарантировал;

2) Сейчас Конституция гарантирует гражданам РФ бесплатное среднее образование, но никак не прописывает его объём. Т.е. оно вполне может быть церковно-приходским, а всё остальное - за деньги.
From:bvsv
Date:Март, 27, 2011 13:56 (UTC)

Re: Рыночные ценности в действии

(Permanent Link)
Средее ГОСУДАРСТВЕННОЕ образование не может быть церковно-приходским потому, что по Конституции пока у нас церковь отделена от государства)), и результатом среднего бесплатного государственного образования должна быть сдача Единого ГОСУДАРСТВЕННОГО Экзамена, к которому и готовят государственные учреждения за счет средств государства. Поэтому государство обязано обеспечить бесплатное образование только в том объеме, чтобы можно было подготовить учащегося к сдаче ЕГЭ, что не противоречит Конституции. А церковно-приходская школа даже за бесплатно этому обучать не обязяна. Она это делает добровольно и в том объеме в каком считает нужным))Государство же заранее позаботилось о снижении уровня (объема) бесплатного образования с помощью принятия ЕГЭ.
[User Picture Icon]
From:yuridmitrievich
Date:Март, 27, 2011 10:56 (UTC)
(Permanent Link)
Митрополит Евлогий (Георгиевский), Путь моей жизни
ГЛАВА 12.
ЧЛЕН II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
По образованию состав думцев был тоже весьма пестрый: были среди них люди высокообразованные - профессора, ученые, но были и безграмотные крестьяне, которые после присяги расписались на листе крестиками. Невольно возникло недоумение: как они могут участвовать в думской работе? Как им понять сложные политические речи?
[User Picture Icon]
From:udmnews
Date:Март, 27, 2011 10:59 (UTC)
(Permanent Link)
Сорри за длинную цитату, ибо стоит того:

Ставится на обсуждение вопрос: кто может избирать и быть избираемым в Думу? А. С. Стишинский напоминает участникам совещания, что статья 54-я будущего закона преграждает доступ в Думу лицам, "не знающим русской грамоты". Поскольку подавляющее большинство жителей империи неграмотно, а особенно мало грамотных среди крестьян, возникает соображение: как, по каким нормам и на каких условиях предоставлять им активное и пассивное избирательное право? Завязывается дискуссия, в центре которой оказывается проблема народного просвещения вообще.

Стишинский заявляет:
- Понятие грамотности слишком условно и допускает весьма противоречивые толкования. Среди деревенских стариков весьма мало грамотных, а они-то, наиболее почтенные и опытные люди, не будут иметь возможности явиться в Думу представителями своего сословия.

Стишинского поддерживают Шванебах, Будберг, Нарышкин и Павлов.

Нарышкин:
- Ваше величество, господа, я вынес глубокое убеждение в том, что неграмотные мужики, будь то старики или молодежь, обладают более цельным миросозерцанием, нежели грамотные. Первые из них проникнуты охранительным духом, обладают эпической речью. Грамотные же увлекаются проповедуемыми газетными теориями и сбиваются с истинного пути.

Булыгин:
Нельзя допускать в Думу таких членов, которые не в состоянии прочесть печатные материалы по тому или иному вопросу, рассматриваемому в Думе.

Коковцев:
- Всем известно, что деревенские старики "судят по душам". Но ведь не для этого крестьяне будут призваны в Думу, и не следует чересчур увлекаться желанием выслушать в ней эпические речи неграмотных стариков. Члены Думы должны уметь разобраться, по возможности самостоятельно, в предлагаемых на их обсуждение делах и бюджетных вопросах. Иначе они будут только пересказывать эпическим слогом то, что им расскажут и подскажут другие.

Верховский:
- Члены Думы при своем вступлении в нее должны подписывать присягу. Значит, они должны, по крайней мере, уметь написать свою фамилию.

Нарышкин:
- Они будут ставить три креста, или за них будут подписывать присягу другие сочлены... Неграмотность не мешает совершению крестьянами гражданских актов. Неграмотные старшины гораздо лучше справляются со своим сложным делом, нежели знающие грамоту.

Николай:
- Я согласен с тем, что такие крестьяне с цельным мировоззрением внесут в дело больше здравого смысла и житейской опытности.

Павлов:
- Грамотных следует считать нравственно испорченными и совращенными с пути истинного. Это плевелы. Ибо что такое сама по себе грамота? Среди чтимых православной церковью святых есть один пустынник, не знавший грамоты. Слава о нем разошлась по всему миру и достигла Афин. Два мудреца спросили святого: "Неужели ты неграмотен?" А он им ответствовал: "Скажите мне: человек для грамоты или грамота для человека?" И мудрецы поклонились ему в ноги. Вот вы и отвертывайтесь от такого человека, не допускайте его в члены Думы.

Царь выносит решение, о котором в протоколах Петергофского совещания гласят строки:
"Его императорское величество: Может быть, и в самом деле лучше исключить статью 54 на первое, по крайней мере, время. Пойдем далее".

(М. Касвинов. Двадцать три ступени вниз)