?

Log in

No account? Create an account
7 мар, 2017 @ 15:57 О концепции романа "Мастер и Маргарита"
About this Entry
Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
(Мф. 6:23)

Вопрос о концепции мира, созданного М.А. Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита", является предметом неослабевающих дискуссий историков, литературоведов, философов и т.д. Попробую кратко высказать некоторые соображения по этому поводу.

Мир "Мастера и Маргариты" построен по принципу двойной инверсии (отрицания отрицания). Одна инверсия заимствована из христианской традиции, вторая мастерски придумана самим Булгаковым.

1) Инверсия первого уровня (христианская). Мир создан Богом и Богом же управляется. Но при этом в мире выделен "участок сатаны" ("царство тьмы"). Сатана как бы "оппонирует" Богу, но делать это он может, в конечном счёте, только в тех пределах, которые сам Бог ему определил. Выйти за эти пределы сатана не может.

2) Инверсия второго уровня (булгаковская). Подобно тому как в мире Бога выделена "территория сатаны", так и сам Воланд, как бы "отзеркаливая" действия Бога, в рамках своего "царства тьмы" выделяет "территорию света". Именно в этом "свете внутри тьмы" и пребывают Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Они как бы "оппонируют" Воланду, но делать это они могут, в конечном счёте, только в тех пределах, которые сам Воланд им определил. Выйти за эти пределы Иешуа не может. "Свет" Иешуа - это лунный свет, свет зеркальный, свет перевёрнутый. Иешуа - "перевёрнутый Иисус".

Важный момент в философии Иешуа: если все люди добрые, то в мире нет зла. Раз нет зла, нет и противостояния добро-зло, нет и оппозиции Бог-дьявол. Всё оказывается во власти Воланда, который предстаёт носителем некоего абсолюта и карает людей за злые дела. При этом в романе почти не обозначено, что он - источник этих злых дел. Являясь по сути своей инверсией, зло пытается показать людям их мир, как инверсию себя.

На 99,9% действие "Мастера и Маргариты" происходит в мире второго уровня, в мире - "лунном зеркале". Отсюда как бы "всесилие" Воланда и беспомощность "света" (света не настоящего, не солнечного, а света зеркального, лунного). Но всё-таки, по некоторым местам романа можно понять, что мы имеем дело именно с инверсией, и стоящий над ней мир первого уровня обозначен: Воланд и его свита убегают из Москвы накануне Пасхи. Перед настоящей Пасхой "всесильный" в своём зеркальном мире Воланд, оказывается бессилен.
[User Picture Icon]
From:az118
Date:Март, 7, 2017 16:11 (UTC)
(Permanent Link)
есть две стороны одной силы:

- та, что вечно желая добра, вечно творит зло,

и

- та, что вечно желая зла, вечно творит добро.

посему надо быть по ту сторону добра и зла,

ибо оппозиция оных сторон единой силы снимается третьим Лицом - Логосом...

Пол - это один из двух таких вос-пол-няющих друг друга противоположных полюсов Единого, что первый полюс есть Начало Единого и Его несущая имманентность - Душа, экзистирующая исходящим из нее вторым полюсом как сущей трансцендентностью - Духом, проницающего Душу и зачинающего в ней снимающего их оппозицию Логоса, вечно рождаемого Душой от производимого ею Духа

Огонь, Тьмою рожденный от Света, исходящего из Тьмы...

сущий Светоносец вечно исходит из Тьмы несущего Начала, рождающего от Него Логос - Истину, Путь и Жизнь, - собирающего мысли в образ, народ в царство, воинов под знамена, смертью смерть попирая, ибо смерть есть бытие, но не существование.


[User Picture Icon]
From:vedmaksunja
Date:Март, 7, 2017 17:35 (UTC)
(Permanent Link)
+5 - хороший семиотический анализ
[User Picture Icon]
From:snegsever
Date:Март, 8, 2017 09:50 (UTC)
(Permanent Link)
Дык, и в каноне же дьявол - "князь мира", а у Иисуса "мое царство не от мира сего".