?

Log in

No account? Create an account
5 мар, 2015 @ 22:01 К вопросу о соотношении Spali Иордана и Satarcheos Spalaeos Плиния Старшего
About this Entry
Вышла моя статья

К вопросу о соотношении Spali Иордана и Satarcheos Spalaeos Плиния Старшего // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2015. Вып. 6
From:volh_vseslavich
Date:Март, 6, 2015 08:24 (UTC)
(Permanent Link)
В тексте статьи опечатка:

Налицо противоречие: Ойум Иордана –это явно северо-восток Скифии (вероятно северо-запад?),скорее всего,действительно,Волынь или какие-то близкие к ней территории,а сатархеи-спалеи Плиния живут где-то в Подонье или Приазовье.

В рассказе об Ойум есть странное "завладели желанной страной" в сочетании с дальнейшим движением к крайним пределам Скифии. Так завладели и желали ли (осталась ли страна во власти готов)? В противоречии, я думаю, всегда есть разгадка. В этом случае и троглодиты-спалы найдутся.

From:volh_vseslavich
Date:Март, 6, 2015 22:27 (UTC)
(Permanent Link)
Очень интересная статья. Хотя одно место (гипотеза об Острове Ругов и цене коня с ретроспективой аж до славян-рюгенцев) как-то не выделяется основательностью на общем фоне.

И еще. Исполины - славянское слово. А это значит, что "исполинами" в тех смыслах, о которых вы говорите, они были для славян. И, значит, не обязательно "исполины" = славяне.
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 7, 2015 13:58 (UTC)
(Permanent Link)
"гипотеза об Острове Ругов и цене коня с ретроспективой аж до славян-рюгенцев" - тем не менее, эта гипотеза - единственная, известная мне, которая как-то внятно объясняет загадочные слова Иордана о рабстве готов на некоем острове и их освобождении "ценою одного коня": http://pereformat.ru/2011/09/u-istokov-velikogo-pereseleniya-narodov/ Обычаи, связанные с конём, пришедшие на Рюген славяне вполне могли перенять у остатков местного населения, которое они ассимилировали.
From:volh_vseslavich
Date:Март, 7, 2015 15:37 (UTC)
(Permanent Link)
В эта гипотеза состоит из нескольких нелепых или ничем не обоснованных предположений:

1. Руги (островные) когда-то господствовали над готами.

Вопрос каким образом они могли это делать? И с чего именно руги?

2. Руги на Рюгене почитали коней и передали этот культ славянам.

Почему у славян не могло родиться собственного такого культа? Ничто не говорит о том, что этот культ ругов.

3. Священный конь каким-то малопонятным образом мог стать ценой, за которую была куплена свобода готов.

Конь принадлежал ругам. Как за него можно было купить свободу.

Это вопросы риторические. Вряд ли имеет смысл на них отвечать.

Островом с гораздо большим основанием могут быть Скандза (которую готы были вынуждены покинуть на судах, возможно бросив часть скота и лошадей), или о. Готланд (о прибывании готов на котором, могло свидетельствовать его имя).

Кстати у Вас в статье промелькнуло, что гипотеза Седова о Висле не подходит, так как памятники готов есть по обе стороны реки. Думаю именно поэтому она как раз наиболее других подходит к описанию.
После разделения готов рекой, положение левобережных готов, "подававших звуки жизнедеятельности" на другом недоступном берегу живо напоминало фольклорный сюжет об разделенном и исчезнувшем народе.

Далее в таких сюжетах, окруженными болотами, горами или запертыми в пещерах оказывались как правило не сами носители предания, а "исполины". То есть замкнут болотами был не Ойум, а земли за Вислой.

Что касается Ойума, то им завладели, и он был желанным. С другой стороны от него готы двинулись в крайние пределы Скифии. Это противоречие. Его можно разрешить только допустив некую паузу между этими событиями или разнесенность в пространстве. То есть движение будущих остготов к Азовскому морю - это движение к "крайним пределам Скифии". А страна, которой завладели - видимо будущая страна вестготов (от Днепра до Днестра). Это и есть Ойум.

Кого готы могли разбить, для того, чтобы овладеть этой страной?
Учитывая, что они обосновались в нижнем полноводном течении рек - аорсы - племена, которых Плиний кажется наименовал троглотидами (пещерными людьми). И которые выдвинулись сюда, испытывая давление алан:

"гамаксобии, или аорсы,то неблагородные, рабского происхождения скифы, или трогодиты"




Edited at 2015-03-07 15:40 (UTC)
[User Picture Icon]
From:sverc
Date:Март, 11, 2015 18:48 (UTC)
(Permanent Link)
Раз слово "спалы" объясняется из славянских языков, то тех граждан, которые им маркированы, следует искать в первую очередь среди славян, тем более, что есть вполне надёжное археологическое соответствие гото-славянской войны на Волыни: вытеснение носителями вельбарской культуры носителей зубрецкой группы, которые по мнению её ведущего исследователя Д.Н. Козака были славянами.
[User Picture Icon]
From:trueview
Date:Ноябрь, 23, 2016 17:09 (UTC)
(Permanent Link)
Ойум - Нижнее Поднепровье - днепровские Плавни.

О пришествии готов «в земли Скифии, которые называются... Ойум»: «...Не медля тотчас они доходят до народа спалов и, завязав сражение, одерживают победу, а оттуда уже как победители спешат в крайнюю часть Скифии, которая соседствует с Понтийским морем».

О спалах писал Диодор Сицилийский в I в. до н. э., рассказывая о неких палах, обитающих в северном Причерноморье.

По Фасмеру слово поле связано с др.-русск. полъ ‛открытый, свободный, полый’ и родственно лат. раlаm ‛открыто, явно’, шв. fala ‛равнина, пустошь’, местн. н. Falun, нов.-в.-н. West-falen, Ost-falen. Др.-прусск. местн. н. Раlwе, раlwе – название пустынной, безлесой, мшистой равнины, непаханой пустоши, алб. shpall ‛открываю’, укр. полонина́ ‛плоскогорье, пастбище в горах’, болг. планина́ ‛гора’, сербохорв., словен. planína ‛гора’, чеш., слвц. planina ‛равнина’, польск., в.-луж. pɫonina ‛сухая, бесплодная земля’, шв. fjäll; д.-в.-н. feld ‛поле’.

Спалеи (лат. Spalaei, Palaei) или Спалы (лат. Spalorum) — племя, упоминаемое Плинием Старшим (23-79) и Иорданом (fl. 551), и расположенное в районе к югу от Киева. А кто там жил? ПОЛЯНЕ (лат. раlаm ‛открыто, явно’). http://trueview.livejournal.com/160815.html

Переправлялись готы через Днепр возле Амадоки (Переволочной). Переволо́чна — бывший посёлок на юге Полтавской области вблизи сегодняшнего села Светлогорское. Располагался у брода через Днепр, около впадения в него Ворсклы. Наличие брода дало Переволочне её имя. Татищев: Амадока, город у Птоломея, на левой стороне Днепра, ниже Загория. И хотя некоторые мнят быть Киеву, но неправо, а паче Переволочна или другое место ниже Переяславля. Амадока в переводе с греческого означает "бревна, скрепленные вместе" (ἅμα "вместе" + δοκός "брус, бревно, балка").